Госпогранкомитет Белоруссии сообщил об уведомлении со стороны Литвы о прекращении взаимодействия с таможенными и пограничными службами по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу и увеличению пропускной способности автодорожных пунктов пропуска.
Причина решения не указываются.
Взаимодействие по бесперебойному потоку транспорта осуществлялось по документу, подписанному в ноябре 2019 года.
Представитель Госпогранкомитета Белоруссии отметил, что решение Литвы может «негативно сказаться на ситуации с ритмичностью пересечения границы лицами и транспортными средствами». Из-за него прекращается сотрудничество по недопущению образованию очередей. «По сути шаг Литвы направлен на то, чтобы не иметь обязательств перед белорусской стороной в части бесперебойности и ритмичной работы пункты пропуска».
В январе Литва денонсировала подписанный в 2006 году договор с Белоруссией о принципах приграничного сотрудничества. Соглашение касалось сотрудничества в области инфраструктуры, перемещения транспорта и пассажиров через границу, обмена информацией и других вопросов.
В чем проблема?
К слову сказать, в последнее время таможенные службы Белоруссии регулярно жаловались на то, что сопредельная сторона не выполняет нормативы по пропуску автотранспорта.
Ситуация на европейском направлении с каждым днем становится все сложнее.
Неделю назад Польша закрыла на границе с Беларусью автомобильный переход «Бобровники/Берестовица». Со вчерашнего дня до 30 мая идут работы по возведению станции дезинфекции на участке автодороги M11/E85 перед ПП «Бенякони», что также ограничит движение автотранспорта. Сегодня приостанавливается работу железнодорожный контрольно-пропускной пункт Стасилос-Бенякони, один из двух на границе Литвы и Белоруссии.
Каковы последствия решения Литвы?
Наши специалисты пообщались с представителями белорусской таможенной службой и получили следующую информацию. В упомянутом ранее соглашении от 2019 года было установлено фиксированное количество транспортных средств, которое должно проходить границу в сутки. По сути, сегодняшним сообщением Литва заявила о том, что не будет выполнять закрепленный ранее норматив. Однако, по факту, Литва периодически и так нарушала это соглашение, тормозя работу по пропуску ТС через границу.
Со стороны Литвы также пришло подтверждение, что изменение пока носит скорее технический характер. Раньше, например, необходимо было уведомлять о всех изменениях на границе: ремонт, обновление системы и т.д. Теперь есть официальный повод этого не делать. Хотя уже более полугода подобные уведомления с литовской стороны не поступали.
Что дальше?
В экспертном сообществе звучат прогнозы о дополнительном увеличении сроков прохождения границы. Не исключены также и новые ограничения со стороны Литвы.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5827107
https://www.belarus.kp.ru/online/news/5142293/
https://news.mail.ru/politics/55081605/?frommail=1
https://www.interfax.ru/world/886421