Ситуация с российским транзитом в Калининград так и не решилась. В СМИ была информация о том, что до 10 июля компромисс будет найден. Однако Литва так и не получила новых разъяснений от Брюсселя. 11 июля в силу вступил запрет на перевозки бетона, дерева и алкоголя, который вошел в пятый санкционный пакет ЕС, введенный еще в апреле. В российском МИДе заявили, что ответом Москвы может быть пропорциональное сокращение поставок в Евросоюз, в том числе из третьих стран. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов не исключает полного запрета на движение товаров через Прибалтику. Может ли Москва ответить Евросоюзу и Литве без того, чтобы затронуть собственные интересы?
Восстановим хронологию главных заявлений по теме.
В конце июня напряжение вокруг калининградского транзита достигло пика. Тогда замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев пригрозил Литве «асимметричным ответом», в МИДе взывали «к здравому смыслу» Вильнюса, а некоторые политические комментаторы угрожали «пробить» Сувалкский коридор для прямого выхода к эксклаву. В свою очередь источники Reuters в Брюсселе сообщили, что поиск компромисса в интересах европейских политиков и что в течение нескольких дней транзит нормализуется. Несмотря на то, что этого не произошло, градус напряжения понизился. 11 июля, когда под ограничения попали перевозки бетона, дерева и алкоголя, все снова вспомнили о ненайденном компромиссе.
Запрет на въезд в Россию для европейских перевозчиков – одна из возможных ответных мер (белорусский вариант). Тогда товар будет перегружаться на границе, а цены, которые сегодня непомерно раздуты, должны упасть. Вместе с тем противники данной позиции отмечают, что приграничная инфраструктура такого потока не выдержит, что вызовет большие заторы. В августе ожидается окончательное решение, но в любом случае его нельзя назвать жестким наказанием для Евросоюза.
Калининградский губернатор Антон Алиханов предложил более радикальный вариант: если Литва не одумается, можно полностью запретить движение товаров между Прибалтикой и Россией. Генеральный директор «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло считает, что для России это будет весьма болезненно:
«Через Прибалтику в Россию формируется достаточно большой товаропоток европейских грузов, которые еще не попали под санкции.
И мы предполагаем, что эти товары имеют достаточно серьезную долю высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации. Да и в принципе продукцию, которая не под ограничениями, видимо, пока заменить нечем, и, думаю, именно из-за этого мы пытаемся решить данный вопрос в дипломатическом поле».
Среди других предложений строительство железной дороги и автотрассы через Литву напрямую в Калининград. Но в этом случае сам Вильнюс отвергает «Зеленый коридор». Литовский президент Гитанас Науседа заявил, что ждет решения Еврокомиссии, считать ли транзит в Калининград нарушением санкций. Как бы то ни было, последнее слово останется за Литвой. Она либо подчинится санкционным ограничениям, либо просто не сможет ссылаться на то, что это санкции Евросоюза, и это будут ограничения уже непосредственно Литвы, которые она как суверенное государство может ввести в отношении транзита.
Специалисты отмечают, что даже если быстро договориться с Литвой не удастся, вводить ответные санкции нужно очень осторожно. Часть уже проплаченной продукции не могут ввезти, деньги зависли.
Не исключено, что ответ Москвы будет совершенно в другой плоскости. 11 июля в МИДе заявили, что страны Балтии объединены с Россией общей электрической системой. Временный поверенный в Литве Сергей Рябоконь напомнил, что «страны ЕС не покупают электричество, но ждут, что Москва будет страховать их на случай поломок», а «если им нужна от нас помощь, то они с нами так разговаривать не должны».
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5458689?from=lenta