Эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) прогнозируют, что рост цен на зерно и тарифов на фрахтование судов приведет к увеличению продовольственных цен на 3,7% в мире в целом, на 4,2% — в странах с доходами ниже среднего, на 2,9% – в беднейших государствах.
За февраль—май 2022 года цена перевозки сыпучих грузов (включая зерновые) выросла почти на 60%. При подсчете этих данных аналитики использовали Baltic Dry Index (BDI). Он отражает среднюю цену морских перевозок по 20 основным маршрутам и охватывает 100% мировых поставок навалочно-насыпных грузов.
Индекса ClarkSea показывает среднее значение фрахтовых ставок по основным сегментам судов (танкеры, балкеры, контейнеровозы, газовозы). Его значение к 20 мая составило более $44 тыс. в сутки (в начале 2022 года — около $33 тыс. в сутки) и превысило рекордные значения 2021 года. Уже тогда наблюдались существенные проблемы с контейнерными перевозками.
В ЮНКТАД полагают, что российско-украинский кризис стал причиной сокращения мировых морских поставок зерна на 3,8%, удобрений и их компонентов на 7%, а также роста стоимости грузоперевозок на фоне энергокризиса. С конца февраля средние сборы за топливо, которые взимают контейнерные судоходные компании, увеличились почти на 50%.
Аналитики считают, что высокие затраты на контейнерные перевозки приведут к дополнительному увеличению мировой инфляции на 1,6% и к росту мировых цен на импортные товары на 11,9%. Объем перевозок, выраженный в TEU (стандартные 20-футовые контейнеры), резко уменьшился с 5,9 млн до 2,9 млн у РФ и с 1,8 млн до нуля у Украины. Суда, перенаправленные из российских и украинских портов, сейчас скапливаются в Гамбурге, Роттердаме, Констанце и Стамбуле. Это задерживает поставки и может привести к росту сборов за задержки и простои в портах.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5436194