Мы уже писали о том, что новый закон, который сейчас разрабатывается в Правительстве РФ, может расширить полномочия Федеральной таможенной службы. Планируется, что сотрудники таможни смогут останавливать грузовые автомобили, имеющие массу более 3,5 тонн, на всей территории России, точнее в специальных местах, обозначенных знаком 7.14.1 «Таможенный контроль». На проверку машин вне таможенных зон будет отводиться не более двух часов. Водитель должен будет предоставить перевозимый товар и передать специалистам документы на него. Сейчас подобная остановка транспортного средства возможна только в приграничных областях или при участии ГИБДД (полный текст новости по ссылке https://optimalog.ru/articles/novosti-otrasli/tamozhennikam-mogut-razreshit-ostanavlivat-gruzoviki-na-vsey-territorii-strany/).
Однако участники рынка перевозок раскритиковали расширение полномочий сотрудников ФТС. Так, генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло дал в этой связи следующий комментарий. По его словам, у России с некоторыми странами вообще нет никакого пограничного контроля. Именно поэтому озвученные предложения имеют смысл в отношении таких грузов, которые поступают из ЕАЭС, Армении, Киргизии, Казахстана, Узбекистана (когда он станет участником Таможенного союза). Некоторые перевозчики действительно могут ввести санкционную продукцию, которая поступает в их страны. Когда в Белоруссии «подзакрутили гайки», определенная часть серого импорта переместилась туда.
Представители сообщества логистических компаний опасаются, что такие проверки станут причинами серьезных задержек, которые повлекут за собой проблемы для бизнеса и потребителей. По их мнению, решение может увеличить и коррупционные риски.
Вместе с тем в правительстве отмечают, что даже в сегодняшних условиях мобильные таможенные группы продемонстрировали свою эффективность. За прошлый год они досмотрели почти 30 тыс. фур, из которых 3 тыс. везли запрещенные товары. 1,5 тыс. тонн нелегальной продукции по результатам таких проверок было уничтожено. Однако специалисты считают, что тормозить ради этого всех подряд не имеет смысла, особенно если речь идет о поиске контрафактных товаров.
Санкционная продукция по-прежнему остается одной из главных целей таможенной службы. Возможно, скоро находить такие товары таможенникам станет проще.
Источники: