В Китае проходят массовые протесты против политики нулевой терпимости к коронавирусу. После пожара в Урумчи, столице западного региона Синьцзян, в ходе которого погибли 10 человек из-за невозможности выбраться из здания, на уличные акции неповиновения вышли учащиеся как минимум 50 университетов. В протестах участвуют жители Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Ухань, Чэнду и других крупных городов Китая. Западные СМИ говорят о тысячах протестующих. При этом оценить подлинный масштаб происходящего довольно сложно.
Вместе с тем протесты — это очень локальные мероприятия. На цепочки поставок в настоящее время сильно влияют введенные коронавирусные ограничения. Карантины объявлены в Пекине, Ухане, Чунцине и Шэньчжэне. Строгие меры ввели в одном из районов Гуанчжоу. Локдаун действует почти для 4 млн человек, под угрозой находится работа самого загруженного аэропорта Китая. Деловую столицу Юга, Шанхай, город с 25-миллионным населением, уже готовят к новому локдауну. В Сучжоу, Тяньцзине действуют локальные ограничения, в основном связанные с тестированием водителей большегрузных автомобилей.
В текущей ситуации многие опасаются повторения апрельского локдауна в крупнейшем порту Китая – Шанхае. Он стал причиной сбоя в поставках товаров по всему миру. Из-за карантина среднее время ожидания для погрузки-разгрузки контейнеровозов достигало трех суток.
Эксперты говорят об «отложенном эффекте» нынешней ситуации. Ведь то, что необходимо получить к Новому году, уже отправлено из Китая.
Георгий Властопуло, генеральный директор компании «Оптимальная логистика», отмечает:
«Если сейчас введут локдаун на две-три недели, то под угрозой может оказаться вывоз товаров до наступления Нового года в Китае (21 января-5 февраля). Кроме того, неизбежны дополнительные издержки: стоимость хранения контейнеров в портах либо на станциях, возможны колебания морских или железнодорожных фрахтов. Несмотря на то, что эти расходы увеличиваются, критично на цену товара это не влияет. Она может вырасти в пределах 10-12%.»
Он добавляет, что ситуация создает проблемы для бизнеса, в том числе российского, который ждет поставки из Китая.
«Мы действительно наблюдаем сложности с вывозом грузов из южных регионов, то есть транспорт не пропускают в промышленные зоны, туда, где находятся производства. Да и в принципе заказов стало значительно меньше, потому что сами фабрики отменяют либо переносят даты отгрузки, так как транспорт просто не сможет заехать в эти районы».
Но проблемы с логистикой – не самый худший сценарий. При введении жестких карантинов на крупных производствах, которые фактически будут означать их закрытие, неминуемо возникнут серьезные сбои в товарных поставках по всему миру.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5692548