Три года гражданское авиасообщение с Китаем было практически закрыто. По аналитике IATA падение международного пассажиропотока (PSC) на китайском направлении в 2020-2021 годах составляло почти 90%, внутренний рынок авиаперевозок Китая находился на значениях 20-25% от объемов 2019 года, который авиаэксперты при текущей аналитике берут за базовый (перед началом пандемии Covid-19).
В 2022 году ситуация не сильно поменялась: международные перевозки в Китай составляли примерно 20-22% от объемов 2019 года, а внутренние перевозки - 25-30%. Всё это являлось следствием проводимой властями Пекина политики «ноль толерантности» к заболеванию Covid-19.
Однако после попытки ввести глобальный карантин в конце 2022 года на фоне резкого роста заболеваемости в стране прошли массовые протесты, которые хоть и подавлялись достаточно жестко, но резонанс в политическом кругу Китая все же вызвали. Под давлением граждан и международных компаний, грозящих сворачивать производство товаров из-за непредсказуемости в сроках поставок, г-н Си вынужден был сдать назад, и в январе 2023 года Пекин объявил о снятии коронавирусных ограничений практически повсеместно.
Тут уже засуетились западные авиакомпании: ведь после введения ответных мер со стороны России на пролет западным авиакомпаниям над своей территорией летать в Китай и страны Юго-Восточной Азии приходится в обход нашей страны, что приводит к увеличению времени перелета и сопутствующих затрат, включая временные и финансовые потери при организации стыковочных рейсов.
Для китайских авиакомпаний такого запрета нет: они могут совершать прямые и транзитные перелеты, прокладывая маршруты непосредственно через российское небо. При этом, что особенно интересно, Китай запретил российским компаниям совершать перелеты из/в Поднебесную на бортах, которые имеют двойную регистрацию (одновременно зарегистрированных в стране компании лизингодателя и в российской юрисдикции).
Вот и выходит, что Пекин на сегодняшний день получает весомое конкурентное преимущество в небе, притом, как по отношению к западным, так и российским авиакомпаниям. Прибавьте к этому выход на рынок нового китайского среднемагистрального лайнера C919 (китайский COMAC уже получил заказы на производство почти 900 бортов), и станет ясно, что в очередной раз они всех переиграли.