Скопление грузовиков наблюдается на всех пунктах пропуска на киргизско-казахстанской границе. Очереди растянулись на несколько километров. Почти 400 грузовых автомобилей ждут выезда с территории Кыргызстана в Казахстан в пункте пропуска «Ак-Тилек-автодорожный». при пропускной способности пункта в 20 автомобилей в час, за ту же единицу времени пускают только одну машину. За сутки границу пересекло только 12 машин.
Казахская сторона никак не объясняет причины задержки. Пограничные представители Кыргызской Республики по Чуйскому участку прорабатывает вопрос проведения встречи с казахстанскими представителями о причинах медленного пропуска автотранспортных средств.
Пробуем разобраться в проблеме.
Казахские пограничники связывают этот инцидент с приездом комиссии из Астаны, а также задержанием фуры, перевозившей героин из Узбекистана, маршрут которой пролегал через Кыргызстан.
Водители грузовиков предполагают, что инцидент может быть связан с тем, что Кыргызстан, по слухам, прекратил снабжение Казахстана водой.
Между тем проблемы на границе между двумя странами возникают регулярно: раз в два-три месяца. Иногда прохождение занимает двое суток, бывает, что фуры стоят и по пять-шесть дней. О полной блокировке говорить нельзя. С 2010 года такого не было.
Есть целый ряд объективных и субъективных причин для подобного положения. К первым относится санитарная проверка киргизской продукции, которая приходится как раз на конец августа и осенний период.
Еще один момент – желание Астаны собрать побольше налогов. Некоторые товары, идущие из КНР в РФ через Киргизстан, оседают в Казахстане без уплаты НДС в размере 13%. Соответственно, проводятся тщательные проверки, в ходе которых выявляется масса нарушений: заявлен один вид товаров, а по факту оказывается другой.
Кроме того, вышестоящие органы проверяют самих таможенников. Тогда также проверяется каждый грузовик. Пропускной способности не хватает и очереди растягиваются на километры.
Нельзя не брать во внимание и внутренние проблемы между странами. Казахстан и Киргизия конкурируют за доступ к российскому рынку. По разным причинам везти китайские товары в Россию из Бишкека несколько дешевле, чем из Казахстана. В Астане этому не очень рады.
Источники:
https://eadaily.com/ru/news/2023/08/21/kazahstan-ne-puskaet-na-svoyu-territoriyu-mashiny-iz-kirgizii
https://trans.ru/news/za-den-granitsu-kirgizstana-s-kazahstanom-peresekli-tolko-tri-gruzovika