Казахстан призывает белорусскую таможню отменить излишние требования к казахстанским транспортным компаниям. Представители двух стран уже договорились провести в первой половине июля заседание совместной комиссии по автотранспорту, чтобы обсудить и решить этот вопрос.
На что жалуются казахстанские перевозчики?
При перевозке грузов с приграничных терминалов из Беларуси в Казахстан казахстанским перевозчикам требуется получать у белорусских властей разрешение на перевозку грузов из третьих стран. Это осложняет транзит грузов в Казахстан из Европы.
Аргументы казахов таковы. В данном случае казахстанский перевозчик возит груз, конечной точкой доставки которого является Казахстан, и на данный вид перевозки разрешение не должно требоваться. При аналогичном виде перевозок казахстанская сторона не требует бланков разрешений от белорусских перевозчиков.
В Белоруссии утверждают, что не дискриминирует перевозчиков из Казахстана и готовы изучить ситуацию.
Напомним, Казахстан на вторую половину 2022 года приостанавливал для всех перевозчиков из ЕАЭС запрет на доставку грузов в республику с перецепкой или перегрузкой в стране транзита, так как ранее Россия и Беларусь приостановили такой же запрет для казахстанских перевозчиков. В марте 2023 года Казахстан опять приостановил запрет на перецепку и перегрузку для перевозчиков из России и Казахстана. В мае республика разрешила перецепку-перегрузку и белорусским перевозчикам.
С введением западных санкций и контрсанкций со стороны России и Беларуси перевозчикам из ЕС запрещен проезд через Россию и Беларусь даже для транзита в третьи страны. Поэтому в настоящее время грузовые перевозки между ЕС и Россией/Беларусью, через которые идет основной европейский транзит в Казахстан, выполняются по схеме перецепки/перегрузки на границе.
По общему правилу в Казахстане запрещена доставка товаров с перегрузкой или перецепкой в стране транзита. Она разрешена только в случае, когда перегрузка производится в фуру, зарегистрированную в государстве первоначального перевозчика. При этом же условии (регистрация в одной стране) разрешается и замена тягача. После того, как перевозки из ЕС через Беларусь стали выполняться по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне, Казахстан стал задерживать российские и белорусские грузовики за нарушение этого запрета.
Источник:
https://kz.kursiv.media/2023-07-03/lbrt-kazahstan-4/