В 14-ый пакет санкций ЕС вошли ограничения, согласно которым транспортным компаниям с российским капиталом (более 25%) запрещается работать в Евросоюзе. Речь также идет о том, что и грузовым автомобилям, зарегистрированным на такие компании, даже если они работают в других странах, запрещается въезжать в ЕС.
Как этот запрет повлияет на логистический рынок?
Несильно. Ведь транспортных компаний с российским капиталом в ЕС на данный момент практически нет. Что касается единичных компаний, то их российские учредители или совладельцы, очевидно, успели заблаговременно передать либо продать свои доли другим владельцам, не исключено, что просто номинальным.
Однако спустя несколько дней санкции распространили на Беларусь.
Что делать с этим?
Ведь крупные автоперевозчики из Беларуси открыли юридические лица в Европе и используют в том числе и европейский автопарк для доставки грузов. А белорусские прицепы и полуприцепы все это время могли использоваться на территории Евросоюза.
Теперь работа компаний с белорусским капиталом в ЕС запрещена, а вместе с этим запретом вводятся и ограничения на въезд в ЕС белорусских прицепов и полуприцепов.
Однако и этот факт мало скажется на грузовых перевозках на европейском направлении. Ту немногую номенклатуру грузов, которую еще можно возить из ЕС, просто будут возить с перегрузкой в приграничной зоне. Действующие сейчас тарифы уже учитывают этот факт, поэтому повышения цен не ожидается.
Кроме того, в настоящий момент на рынке транспортных услуг по маршрутам «Европа-Россия» наблюдается переизбыток транспорта. Ограничения могут повлиять на бесшовную транспортировку с перецепкой прицепов на границе, но хорошо работает доставка с перегрузкой в пунктах пропуска. Белорусские перевозчики задействованы только от границы с ЕС после перегруза.
Главный вопрос в том, какие ответные меры примет белорусское правительство. Тем более что на белорусский бизнес новые санкционные ограничения точно повлияют: часть транспорта на прямом направлении «ЕС-Беларусь» не будет востребована и «вымыта» из общего транспортного объема. Это повлечет увеличение ставок.
Стоит также учитывать, что санкции довольно сильно расширили и перечень товаров, запрещенных к поставкам в Беларусь. Список санкционных кодов для Беларуси увеличился в 13 раз и практически сравнялся со списком для РФ. Для белорусского бизнеса это означает сильное сокращение групп товаров, которые можно привезти напрямую.
Альтернативные варианты доставки возможны, но, понятное дело, они дороже. Соответственно, продажи некоторых товаров могут стать нерентабельными из-за возросших затрат на логистику.
Хотите больше знать о санкционных ограничениях в адрес РФ в сфере логистики и ВЭД? Самая подробная информация обо всех пакетах санкций ЕС и США в нашем ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источник: