Рим и Анкара переживают аномальный расцвет торговых отношений. В июне итальянский экспорт в Турцию достиг 1 млрд 400 млн евро. Это исключительный показатель. К сравнению: в феврале объем составлял только 900 млн евро, за последние десять лет он ни разу не превышал отметки в 1 млрд евро.
Тенденция весьма интересна, так как учитывая ослабление лиры спрос на импортные товары в Турции должен как раз падать, а не расти. Сложившаяся ситуация может являться косвенным свидетельством возросшей роли Турции в поставках санкционных товаров в Россию. К тому же экспорт из Турции в Россию демонстрирует рекорды: только за первое полугодие объемы торговли двух стран достигли 27 млрд евро, а за весь прошлый год Москва и Анкара наторговали на 33 млрд евро. Пробки из фур на границе Грузии и России, растянувшиеся на десятки километров, – тоже значимый аргумент.
Можно ли все эти факты считать свидетельствами масштабов так называемого турецкого транзита? Комментирует директор Российско-турецкого делового совета Алексей Егармин:
«Отрицать то, что какие-то люди воспользовались ситуацией, завозят сюда по параллельному импорту какие-то изделия, конечно, тоже не стоит, это действительно так. Но я бы сказал, что это удел отдельно взятых предпринимателей, их цифры с этими не согласуются. Мы сейчас видим, что в стране появляется много товаров исключительно турецкого производства. Они там действительно неплохие, просто для них освободилось место. Если утверждать, что этот так называемый транзит образовал бы весь этот поток, что бы мы увидели? Совершенно другую картину: в магазинах если не прибавилось бы, то стало разнообразие итальянских брендов, они стали бы еще доступнее. Но доказательства мы видим совершенно другие. Действительно, достаточно большое количество турецких товаров замещается. Это и легкая промышленность, и позиции машиностроения, и электротехническая промышленность, и даже электронная. Я думаю, что проблема не такая большая, как ее пытаются представить».
Вместе с тем СМИ транслируют информацию о том, что на Западе уже ведется подготовка доклада о странах, помогающих России обходить санкции. Соответствующую комиссию возглавляют экс-посол США в России Майкл Макфол и представитель офиса Зеленского Андрей Ермак. Именно они рекомендуют Вашингтону и союзникам закрыть подобные лазейки, пригрозив странам-транзитерам вторичными санкциями.
Гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло оценивает перспективу:
«Это самый сложный и самый животрепещущий вопрос, которым мы все, как логистические операторы, как участники этой цепочки поставок, задаемся: «Когда и будет ли вообще реакция Запада на турецкий транзит?» Ведь это шито белыми нитками. Чтобы понять, что товары в Россию поступают через Турцию, вообще особого ума не нужно. Достаточно поднять транзитные декларации, контракты — это все есть в аналитике европейской таможенной системы и в турецкой таможенной системы. Но, скорее всего, Турция не просто страна-транзитер, там наверняка имеет место геополитический торг, при котором такая роль Турции одобряема, в том числе в «недружественных» странах. Я не думаю, что если были бы желание и возможность закрыть этот транзит, ни Америка, ни Европа этого бы не сделали. Это сделать крайне просто».
Но даже если итальянские товары и попадают в Россию через Турцию, не все они являются санкционными. Стоит учитывать, что из-за ухода с российского рынка целого ряда иностранных компаний их товары теперь ввозят в страну по параллельному импорту — не через официальных поставщиков, а через перекупщиков. Если предположить, что турецкий транзит действительно становится массовым, то по нему скорее проходят брендовые сумочки, нежели составляющие крылатых ракет.
Источник:
https://www.bfm.ru/news/505743