После продолжительных выходных давайте восстановим хронологию событий очередного обострения ирано-израильского конфликта и подробнее рассмотрим его возможные последствия.
13 июня Израиль начал операцию против Ирана, нанеся удары по ядерным объектам, военным базам и командному составу. В ходе военных действия на следующий день Израиль атаковал иранский порт Бендер-Аббас.
Как пострадали авиаперевозки?
Власти стран закрыли свои воздушные пространства для полетов гражданских лайнеров. На текущий момент Иран продлил отмену внутренних и международных авиарейсов до 14:00 16 июня. Израильская авиакомпания El Al в связи с обстановкой приостановила полеты до 17 июня. Конфликт нарушил авиасообщение со странами Персидского залива и не только. Рейсы из России в Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Катар и даже на Мальдивы переносят или отменяют.
Перевозчики, использующие дальнемагистральные суда, могли найти вариант вылета воздушного пространства конфликтующих государств за счет прокладки маршрута над Пакистаном, Узбекистаном и далее Казахстаном и Россией. У авиакомпаний, использующих среднефюзеляжные самолеты, опять же, с Ближнего Востока, в первую очередь из Арабских Эмиратов, есть затруднения — не все самолеты дотягивают по дальности.
Ормузский пролив: закроют или нет?
После начала операции Израиля против Ирана Тегеран задумался о закрытии Ормузского канала. Это жизненно важный коридор, соединяющий Персидский залив с Оманским, и пункт пропуска для контейнеровозов, заходящих в такие порты, как Джебель-Али и более широкий регион Персидского залива.
Полное закрытие Ормузского пролива окажет огромное влияние на цепочки поставок контейнеров, поскольку это фактически перекроет перевалочные пункты в Дубае и Абу-Даби, а также экспортные и импортные маршруты в портах Персидского залива в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Кувейте и Ираке. Закрытие пролива приведет к переориентации перевозок и к увеличению зависимости от портов западного побережья Индии, соединяющих АТР с индийским субконтинентом.
При реализации планов в числе пострадавших окажутся многие экспортеры и импортеры энергоносителей: через Ормузский пролив поставляется 30% всего объема СПГ и около 20% — нефти и нефтепродуктов. Среди тех, для кого блокировка окажется наиболее чувствительной, — Ирак, Кувейт, Катар и ОАЭ. Серьезно отразятся ограничения и на Саудовской Аравии — большая часть ее экспортных поставок нефти приходится на пролив.
С учетом рисков для самого Ирана, ведь блокировка ограничит поставки и из Тегерана, сценарий полной блокировки пролива сейчас выглядит маловероятным, впрочем, захват отдельных танкеров, а также словесные интервенции могут обернуться значительным удорожанием фрахта и страхования.
Что с контейнерными перевозками?
Несмотря на то, что прямой морской угрозы для коммерческого судоходства нет, напряженность в Ормузском проливе и Оманском заливе остается повышенной из-за возросшей военной активности. В итоге мировые контейнерные линии будут избегать региона, выбирая перевалку контейнеров за пределами Ближнего Востока, что повышает риск более обширной перегрузки азиатских портов.
Кроме того, эскалация ирано-израильского конфликта может привести к резкому росту ставок на контейнерные перевозки. Аналитики прогнозируют рост стоимости фрахта и страхования на них и в ближайшие недели — даже если угроза блокировки пролива не реализуется. Этому будут способствовать неизбежные сбои в работе и перегруженность портов, а также потенциальный рост цен на нефть. Эта эскалация также делает менее вероятным массовое возвращение контейнеровозов в Красное море.
Пишем о событиях, оказывающих влияние на международную логистику, в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источники:
https://portnews.ru/news/378088/
https://www.maritimegateway.com/shipping-on-edge-as-israel-and-iran-fight-fire-with-fire/
https://theloadstar.com/latest-israeli-attack-on-iran-a-threat-to-box-ships-in-straits-of-hormuz/
https://gcaptain.com/container-shipping-faces-new-threats-after-israeli-strikes-on-iran/
https://gcaptain.com/israels-strikes-on-iran-jolt-tanker-markets-freight-rates-soar/
https://gcaptain.com/tankers-keep-moving-through-strait-of-hormuz-as-israel-iran-conflict-escalates/
https://www.kommersant.ru/doc/7797839