Индексация утильсбора на автомобили и спецтехнику
Минпромторг представит для общественного обсуждения проект постановления, предполагающий повышение утильсбора на автомобили и спецтехнику. Речь идет об одномоментном введении шкалы повышения сбора до 2030 года. Повышение коснется такой техники: легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили, автобусы, полуприцепы, некоторые виды дорожно-строительной техники (ДСТ).
Изменения к 2030 году планируется ввести для новых автомобилей следующего типа:
транспортные средства с электродвигателями, в том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа — расчетный коэффициент увеличивается с 1,63 в 2024 году до 58,62 к 2030 году;
транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1–2 тыс. куб. см — коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3–3,5 тыс. куб. см — с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс. куб. см — с 114,26 до 240,89;
грузовики массой 12–20 т — коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12–20 т — рост с 16,39 до 29,03;
автобусы с электродвигателями — коэффициент увеличится с 17 до 30,2;
полуприцепы — с 7,4 до 15,6.
В Минпромторге утверждают, что рост утильсбора рассматривается только в отношении тех видов техники, серийное производство которых освоено в РФ или Белоруссии и способно в достаточной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка. Это автомобили и электромобили всех сегментов, прицепы и полуприцепы, грейдеры, бульдозеры, гусеничные промышленные тракторы, погрузчики, катки, самосвалы.
Новые параметры утильсбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года будут вынесены на общественное обсуждение.
Что в этом хорошего?
В ведомстве считают, что такой долгосрочный план повышения утильсбора может способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений отечественными и готовыми к локализации зарубежными производителями. Некоторые специалисты видят положительный эффект в том, что повышение утильсбора становится предсказуемой историей на несколько лет вперед. При этом важно, чтобы от заложенных на будущие годы параметров не отходили и это реально позволяло планировать проекты.
Важно отметить, что в части импорта автомобильной техники изменения не затронут физических лиц, которые желают самостоятельно привезти в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 литров для себя и соблюдают установленные правила оплаты таможенных пошлин и налогов.
Какие есть ожидания и опасения?
Отечественные игроки, как правило, ожидают от повышения утильсбора увеличения объемов господдержки спроса на технику. Это понятно: госпрограммы в автопроме и спецмашиностроении финансируются в последние годы за счет средств утильсбора, собранных с локальных игроков.
В свою очередь дилеры, работающие с китайскими автомобилями, считают повышение утильсбора неэффективной мерой с точки зрения поддержки автопрома и настаивают, что полный отказ или снижение утилизационного сбора в отношении китайских автопроизводителей, выпускающих технику на территории России, приведет к приходу новых игроков и падению цен на выпускаемую продукцию.
При этом чиновники опасаются резкого сокращения импорта, что не позволит обеспечить поступление средств.
Вместе с тем практика показывает, что еще до индексации ставок утильсбора склады дилеров будут затоварены импортом, потому эффект от роста сбора в ценах будет неодномоментным. Новости о повышении утильсбора также вызывают всплеск спроса на авторынке накануне даты увеличения, а затем последующий спад продаж.
Основные опасения из-за риска ставок утильсбора — у строительной отрасли. Рост стоимости строительно-дорожной техники зарубежного производства в связи с повышением утилизационного сбора приведет к прямому росту издержек потребителей, повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на предприятие — владельца транспортного средства с увеличением стоимости выполняемых работ. Проблема в том, что, даже нарастив объемы, российские производители не в силах закрыть потребности в спецтехнике транспортных строителей.
Самые последние изменения таможенного законодательства, новости логистики и ВЭД вы найдете в нашем ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6835931
https://www.autonews.ru/news/6695348a9a794784b11d6337?from=newsfeed
https://iz.ru/1727683/2024-07-15/povyshenie-utilsbora-na-avtomobili-ne-kosnetsia-importerov-fizlitc