«Коммерсантъ» пишет, что ожидаемое снижение погрузки ОАО РЖД по итогам первого квартала составит 3,2%, до 295,7 млн тонн.
В январе и феврале погрузка также показывала снижение, превышавшее 4%. Примерно та же динамика наблюдалась в первом после начала военных действий на Украине 2022 году (падение на 3,8%). На 2023 год ОАО РЖД планировало рост, однако в четвертом квартале перевозки перешли к падению, что привело к минусу по итогам года. В целом 3–4% — не самое глубокое падение в современной истории российских железных дорог (в отдельные месяцы кризиса 2008 года оно превышало 26%) и больше похоже на потери в весенне-летние месяцы ковидного 2020 года (4–5%).
Каких грузов стало меньше?
Наибольшие потери (5,5 млн тонн) — это строительные грузы, погрузка которых сократится на 17%. В первом квартале погрузка угля потеряет 4,7 млн тонн, или 5,1%. При этом сильное снижение экспорта будет компенсировано приростом перевозок во внутрироссийском сообщении. Аналогичным образом обстоит ситуация с нефтью и нефтепродуктами.
Растущие категории грузов — это удобрения, зерно, контейнерные грузы, показывающие рост на 6,8%, причем драйвером являются внутренние перевозки (рост на 0,5 млн тонн, или на 9,1%).
Где теряется грузопоток?
Основные потери грузопотока — 8,7 млн из 9,7 млн тонн — приходятся на южное направление. Еще 4 млн тонн железные дороги недосчитались на северо-западном направлении.
Видимо, имеющаяся ранее иллюзия о том, что грузовладельцы имеют неограниченные финансовые ресурсы и способны одновременно платить налог на сверхприбыль, дополнительные экспортные пошлины, а также оплачивать логистические и трансакционные издержки из-за переориентации экспорта, начала рассеиваться.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6608794