На прошлой неделе Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о создании логистической компании для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). К нему также присоединилась Грузия.
Логистическая компания займется вопросами тарифной политики, обработкой грузов, упрощением транспортных процессов на ТМТМ. Благодаря этому механизму срок прохождения товаров из Китая в Европу и обратно будет сокращен с 18-23 дней до 10-15.
Кроме того, Грузия, Казахстан и Азербайджан согласовали пятилетнюю дорожную карту по развитию Транскаспийского (Среднего) транспортного коридора.
Напомним, Транскаспийский международный транспортный маршрут, или Средний коридор, - международный транспортный коридор, соединяющий Китай и европейские страны через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию. Пропускная способность маршрута составляет 10 млн тонн груза в год. Он позволяет перевозить грузы между Европой и Китаем в обход территории России.
Зачем нужен обход?
11-й пакет санкций запрещает транзит через территорию России большего количества товаров и технологий, которые могут способствовать развитию военно-технического комплекса России, а также товаров и технологий, пригодных для использования в авиационной или космической промышленности, экспортируемых из ЕС в третьи страны. На фоне этих и других ограничений в отношении РФ желание активнее использовать альтернативные Транссибу пути доставки из Китая вполне понято.
Что мешает?
Три основных порта на Каспийском море — Актау, Баку и Туркменбаши – имеют недостаточные мощности, как и румынская Констанца, через которую идет европейский транзит. Не хватает и грузовых кораблей. Чтобы привлечь больше судов, нужно развивать сотрудничество между европейскими и китайскими компаниями.
Даже если портовые проблемы решатся, останутся железнодорожные. Аналитики утверждают, что пути между Азербайджаном, Грузией и Турцией перегружены из-за событий на Украине и последствий пандемийных запретов. Турецкие железные дороги выделили дополнительные товарные составы, однако объемы перевозок слишком велики. Все это приводит к увеличению сроков доставки. Так что большинству транзитных грузов из Китая и Европы Россию пока никак не объехать.
А что Россия?
Россия в Транскаспийском маршруте пока не участвует, но в перспективе исключать этого нельзя. Участники рынка заговорили о подзабытом еще с нулевых коридоре "Север — Юг". Правда, это путь не в Китай, а на Ближний Восток и в Индию. Но именно в этой маршрутной сети Каспий может стать важным хабом — и здесь существенную роль играет партнерство Москвы с Турцией и ЕАЭС.
Вопрос уже мониторят как транспортные компании, так и власти. В частности, правительство поручило модернизировать несколько пунктов пропуска на южной границе: порт Кавказ, автомобильный Верхний Ларс на российско-грузинской границе и Яраг-Казмаляр — на российско-азербайджанской.
Однако создание современных логистических сервисов займет годы. В прошлом году российские порты на Каспийском море обработали всего 1700 контейнеров — это очень мало.
Что думает Китай?
В Китае убеждены, что стратегическая инициатива "Один пояс — один путь", предполагающая наземные маршруты (два из трех — через Россию), – это кратчайшая дорога из Азии в Европу, которая, к тому же, надежнее, если сравнивать с судоходными трассами.
В настоящее время КНР весьма далека от отказа перевозить грузы по РЖД. Скорее наоборот: в марте на пограничной станции Забайкальск открыли новый транспортно-логистический узел с пропускной способностью 52 состава в сутки. Кроме того, к августу обещают запустить первую российско-китайскую трансграничную железную дорогу. Ее строят при участии Монголии.
Вместе с тем, аналитики указывают, что Китай в целях снижения рисков возможных вторичных санкций будет частично обходить Россию. Пекин реструктуризирует маршрутную сеть для разделения российских и европейских грузов.
Но быстро перестроить логистику не получится, как и выключить из нее крупнейшего сухопутного транзитера — Россию. Именно поэтому о полном запрете Европой железнодорожного транзита через наши территории речи не идет. К тому же это создаст глобальную проблему для логистики, чего не допустит Китай.
Пока же риторика КНР вполне дружелюбна по отношению к РФ, а объемы торговли между странами ставят все новые рекорды.
Источники:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18096871
https://www.rbc.ru/business/23/06/2023/6495732f9a79479fb62b4589
https://www.kommersant.ru/doc/6067243
https://ria.ru/20220614/ekonomika-1794294094.html