Федеральная таможенная служба и Центр развития перспективных технологий договорились интегрировать информационные системы мониторинга за оборотом товаров, которые подлежат обязательной маркировке, и таможенных баз данных. Необходимые технические решения уже готовятся. До конца года должна быть автоматизирована проверка сведений, которые предоставляются импортерами в таможенные органы. Предполагается, что мера позволит усилить контроль ввоза в Россию из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продукции, подлежащей обязательной маркировке, как то, воды, пива, молочной продукции, парфюмерии, табака, меховых изделий, обувь.
В настоящее время специалисты таможенной службы уполномочены контролировать соблюдение требований законодательства об обязательной маркировке на этапе декларирования и после выпуска товаров. Сведения из Единой автоматизированной информсистемы таможенных органов (ЕАИС) и информсистемы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИС МТ), сверяются в автоматизированном режиме на этапе декларирования. Результат сверки уже влияет на решение таможенных органов о выпуске товара или отказе.
Вместе с тем в ЕАЭС применяется упрощенная процедура таможенного контроля. Так, таможенное оформление при ввозе товаров в Россию из стран «пятерки» не требуется. Груз может выборочно проверяться мобильными бригадами ФТС при его движении по территории страны.
Эта продукция не подлежит таможенному декларированию. По факту ее перемещения участники оборота представляют в таможенный орган статистическую форму учета. В ней отображаются коды идентификации маркированных товаров.
Раньше у ФТС не было возможности проверять достоверность данных по маркировке продукции. Соответственно, недобросовестные участники оборота товаров могли ввозить нелегальную продукцию. Речь идет о контрабанде, ввезенной на территорию ЕАЭС. Она перевозится затем в Россию в упрощенном режиме. Функционал информсистем ФТС и ГИС МТ дорабатывается, чтобы решить эту проблему. Необходимо также проведение сверки сведений о кодах идентификации товаров из статформ с информацией в ГИС МТ. При этом главные потенциальные объекты для анализа и осуществления контроля – лица, в статистических формах которых система чаще всего выявляет критичные отклонения.
Если говорить о табаке, то доля незаконного перемещения таких товаров с территории ЕАЭС составляет не менее 67% от общего объема нелегальной продукции. За год потенциальный фискальный эффект может составить не менее 48,5 млрд руб.
Напомним, в 2021 году сотрудники таможенной службы выявили более 5,3 тыс. транспортных средств, перевозивших более 77 тыс. тонн товаров с нарушением законодательства РФ. Из них больше 47 тыс. тонн возвращено в сопредельные государства.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5340820