Страны Балтии обратятся в Европейскую комиссию (ЕК) по вопросу выработки общего решения Европейского союза о закрытии морских портов для судов под флагом России. Министры транспорта Латвии, Литвы и Эстонии уже согласовали инициативу обращения в ЕК. Если остальные страны ЕС откажутся от данной инициативы, то балтийские страны продолжат согласование между собой.
Последние годы транзит через эти страны и так сокращался. Какие риски есть у России в случае, если он будет запрещен совсем?
Литва первой выразила недовольство российскими судами. Ее власти говорили, что готовы закрыть для них свои порты без соответствующего указа ЕС. Однако в литовскую Клайпеду судов из РФ заходит не очень много, поэтому было принять решение действовать коллективно. Латвия готова присоединиться к инициативе. Важно только понять ее суть.
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявил о возможном запрете на заход судов под российскими флагами. Но таких довольно мало. Многие слоты зарегистрированы под удобными флагами и формально не имеют отношения к РФ. Вопрос при этом заключается в применении меры и ее эффективности.
Если введут запрет на грузы, это уже будет более существенно. Хотя последние лет 10 транзит (не только российский) и так сокращался. Например, белорусские калийные удобрения до введения запрета из-за санкций против Минска шли на экспорт через ту же литовскую Клайпеду. Если в черный список добавят Москву, для Литвы и Латвии это тоже будет чувствительно. Министр Линкайтс привел данные, согласно которым грузооборот в Лиепае упадет на 20-30%, в Риге — на 45%, в порту Вентспилса — на 2/3. Сами порты не обратили внимания на призывы властей к эмбарго.
Литва и Латвия готовы пойти на запрет даже в ущерб себе. В прошлом году Белоруссия отказалась частично от транзитов через Прибалтику, были конфликты с Китаем, плюс конфликт с Россией. По мнению некоторых специалистов, ущерб, наносимый прибалтийскими странами своей экономике, несоразмерен ущербу, который они пытаются нанести РФ.
Закрытие прибалтийских портов невыгодно и России. Через них экспортируется зерно, руда, удобрения. Не все потоки можно оперативно перенаправить. Правда, в настоящее время Москва сама их ограничивает, вводя контрсанкции, приостанавливая экспорт. Если говорить о других грузах, то крупнейшие морские перевозчики сами приостановили работу с РФ. Так необходимость в портах Прибалтики отпадает сама собой.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5270626
https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/03/22/17461069.shtml