Еврокомиссия разрешила транзит в Калининград через Литву по железным дорогам. Транзит санкционной продукции по автодорогам остаётся под запретом. Об этом говорится в опубликованных разъяснениях.
В документе сказано: «Подтверждаем, что в соответствии с принятыми ЕС мерами транзит, осуществляемый Россией, санкционных товаров запрещен для автотранспорта. Подобных запретов нет для железнодорожного транспорта, однако у стран-членов ЕС должна быть возможность контролировать этот транзит».
Относительно контроля транзита стоит отметить следующее. «Страны - члены должны контролировать, что объемы транзита остаются в пределах средних величин за последние три года, в особенности в отношении реального спроса на данные товары в пункте назначения, а также, что в наборе перевозимых товаров нет никаких необычных отклонений, которые могли бы привести к обходу режима санкций ЕС. Транзит военной продукции и технологий, а также продукции и технологий двойного назначения запрещен, независимо от вида транспорта», - отмечено в тексте документа.
И ещё важный момент. В российском МИД изучают эти разъяснения.
Эксперты Оптималог предполагают, что первый компромисс достигнут в отношении ж/д транзита. Однако нельзя забывать, что автодорожный транзит в Калининград пока за скобками, а это означает, что РФ может ответить зеркально на пятый санкционный пакет и запретить въезд на территорию РФ европейским (читай - литовским) перевозочным компаниям, а то и вовсе запретить автодорожный транзит грузов из ЕС по территории Литвы. И тогда уже литовским транспортным компаниям придется задуматься над сменой бизнеса: по оценкам специалистов до 300 автоперевозчиков Литвы может обанкротиться вследствие такого запрета.