Ситуация в Красном море продолжает ухудшаться. На фоне бессистемных обстрелов торговых судов в Баб-эль-Мандебском проливе со стороны хуситов четыре крупнейшие контейнерные линии, а именно датская Moller-Maersk Group, немецкая Hapag-Lloyd, швейцарская Mediterranean Shipping Company и французская транспортная группа CMA CGM, приостановили движение через Красное море. Это означает, что маршруты будут перенаправлены в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, что удлиняет путешествие примерно на десять дней.
От того, сколько времени потребуется для стабилизации ситуации, зависит ущерб, который она нанесет мировой морской торговле: недельная блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в 2021 году обошлась миру в $10 млрд.
Вот наше мнение на этот счет.
Maersk и MSC — крупнейшие игроки рынка, они входят в альянс 2М, на их долю приходится более 50% перевозок по всему миру. Через Суэцкий канал идет более 1,3 млрд тонн грузов, проходят 20 тыс. судов в год. Они идут в порты Турции, Европы и дальше в Америку. Учитывая, что и Maersk, и MSC будут направлять суда через мыс Доброй Надежды, то есть в обход, то увеличится срок доставки до двух недель.
Мы такое наблюдали, когда судно компании Evergreen в 2021 году перекрыло Суэцкий канал. Скорее всего, сейчас будут пересмотрены все сроки доставки грузов, фрахты, цены станут выше. Но пока на индексе фрахта это не отражается. При этом китайский и шанхайский контейнерные индексы остаются в достаточно низких значениях. После COVID-19 они упали более чем в 10 раз.
Есть предположение, что сейчас перевозчики и крупнейшие торговые компании будут как-то давить на политиков своих стран, чтобы это безобразие в виде ракетных атак купировать. Пока нереально это все сопровождать.
Что будет России?
Что касается России, то на нас это может сказаться, но незначительно. Мы, в принципе, сегодня отрезаны от больших контейнерных перевозок. И Maersk, и MSC, и Hapag-Lloyd отменили заходы судов в порты страны, поэтому у нас сейчас основной товарный поток идет через Дальний Восток и Новороссийск.
Объем контейнеров, который проходит через порты Новороссийска, емкий, он здорово вырос по сравнению с 2021-м и 2022-м годами, потому что переориентировались потоки, но он значительно уступает восточному направлению. Наши южные ворота обслуживают в первую очередь экспорт зерна. Часть импорта того товара, который поступает через порты Турции, идет как раз только через Суэцкий канал, например, из Индии и Китая.
Вероятно, вырастет цена перевозок, но это может коснуться самое большое 5-7% товаров. Там поток $10-15 млрд в год. Через Дальний Восток проходит грузов на $100 млрд с лишним.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6410237
https://www.rbc.ru/business/17/12/2023/657e50499a79478569bb00e2?from=copy
https://www.kommersant.ru/doc/6410303