Минтранс полагает, что пассажирские авиаперевозки между Россией и Китаем могут сократиться на 60–70% по сравнению с допандемийным уровнем.
В 2019 году российские компании перевезли на рейсах между Китаем и Россией почти 3 млн человек. По этому показателю Китай входил в топ-10 наиболее популярных стран для российских авиакомпаний. Исходя из прогноза представителя ведомства, пассажиропоток на этом направлении в 2023 году может снизиться до 0,9–1,2 млн человек.
Между тем, если брать в качестве отправной точки 2022 год, когда пассажиропоток между Россией и КНР составлял 32 тыс. человек, то показатель в 1,2 млн пассажиров станет свидетельством роста в 40 раз.
Сокращение трафика между странами обусловлено:
отсутствием гарантий от Пекина о том, что он не будет задерживать самолеты по требованию третьих стран (из-за западных санкций),
запретом на полеты в КНР воздушных судов с двойной регистрацией (одновременно в России, на Бермудах или в Ирландии).
Пассажиропоток между странами может составить 5 млн человек при наличии доступного авиасообщения, в том числе из регионов России. Но сейчас полеты в Китай осуществляются преимущественно из Москвы и нескольких городов Дальнего Востока и Сибири. Это мало.
Необходимость развития авиасообщения с Китаем обусловлена, в том числе, и интересами бизнеса.
Как увеличить число рейсов?
Сейчас авиакомпания «Аэрофлот» летает из Москвы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу (три раза в неделю в каждый из городов) и Чэнду (один раз в неделю). По мере возобновления спроса частота этих рейсов может быть увеличена.
Air China и Hainan Airlines летают из Пекина в Москву.
«ИрАэро» и «Аврора» летают из Иркутска и Хабаровска в Харбин.
«Якутия» планирует начать рейсы в Харбин в апреле.
«ИрАэро» намерена расширить географию полетов в Китай за счет Маньчжурии и Саньи.
«Азимут» получила допуски на рейсы из Минеральных Вод в Пекин и из Уфы в Урумчи.
S7 готовится возобновить рейсы в Китай.
Utair также рассчитывает начать полеты по этому направлению.
Авиаперевозки между Россией и Китаем регулируются межправительственным соглашением о воздушном сообщении. Оно предполагает соблюдение принципа паритетности регулярных рейсов, что позволяет сохранять баланс провозных емкостей и частот между российскими и китайскими перевозчиками. Для того, чтобы нарастить количество рейсов между странами в условиях ограничений на полеты части российских самолетов в Китай, специалисты предлагают отойти от правила паритета и «пригласить китайские авиакомпании осуществлять более активные полеты» в Россию.
В Минтрансе, между тем, настроены оптимистично: «Для полетов за рубеж российские авиакомпании обладают 182 воздушными судами иностранного производства, в том числе дальнемагистральными, которые не имеют ограничений и правовых рисков для совершения международных полетов. Число таких ВС продолжает увеличиваться за счет выкупа российскими авиакомпаниями самолетов у иностранных собственников и их перевода в национальный реестр».
Вместе с тем, у российских перевозчиков имеется ряд проблем с возобновлением китайских рейсов.
Тем временем появилась новость о том, что три крупнейшие китайские авиакомпании снова летают из Китая в Москву:
Sichuan Airlines – по маршруту Чэнду – Москва (Шереметьево) – Чэнду два раза в неделю на Airbus А330-300;
Beijing Capital Airlines – по маршруту Циндао – Москва (Шереметьево) – Циндао два раза в неделю по четвергам и воскресеньям на широкофюзеляжных авиалайнерах Airbus A330;
China Eastern Airlines – между Шанхаем и Москвой на воздушном судне А330-300 три раза в неделю по средам, пятницам и воскресеньям.
К этому моменту шесть китайских авиакомпаний летают из аэропорта Шереметьево, в том числе Hainan Airlines, Air China и China Southern Airlines. В феврале первая из упомянутых увеличила частоту полетов с одного до двух рейсов в неделю, а вторая — с одного до семи.
Источники:
https://www.rbc.ru/business/27/02/2023/63f5effa9a79474de80c7ad3?from=from_main_4https://www.rbc.ru/society/27/02/2023/63fcda379a7947953adbf2b9?from=newsfeed