Помните, в 16-ом пакете санкций был полный запрет на операции с московскими аэропортами Внуково и Жуковский, четырьмя региональными аэропортами, а также портами Астрахань (на Волге), Махачкала (на Каспийском море), Усть-Луга и Приморск (на Балтийском море), Новороссийск (на Черном море)? У нас еще тогда возникли сомнения насчет того, что именно запрещено. Объяснения готовы: Еврокомиссия опубликовала разъяснения ограничений, касающихся сделок с российской инфраструктурой нескольких портов и аэропортов (статья 5ae Регламента 833/2014). Разбираемся в них.
Ограничения по ст. 5ae касаются любых физических или юридических лиц, организаций и органов, зарегистрированных или ведущих деятельность в странах ЕС, даже если непосредственная поставка или оказание услуг осуществляется за пределами ЕС.
Ограничения распространяются на широкий спектр сделок, прямо или косвенно связанных с инфраструктурой российских портов и аэропортов.
Запрещается поставка оборудования, ПО, техники, материалов и других товаров, необходимых для создания, ремонта, модернизации или функционирования портовой и аэропортовой инфраструктуры.
Под запретом также оказание консультационных, инжиниринговых, строительных, ремонтных и иных услуг, имеющих отношение к инфраструктуре портов и аэропортов.
Ограничены и финансовые операции, целью которых является поддержка или финансирование проектов развития инфраструктуры в российских портах и аэропортах.
Исключения для операций с российскими портами и шлюзами:
- покупка, импорт или транспортировка природного газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из России или через Россию в ЕС, страну—член ЕЭЗ, Швейцарию или на Западные Балканы;
- приобретение, ввоз или транспортировка фармацевтической, медицинской, сельскохозяйственной и пищевой продукции (включая пшеницу и удобрения), на которую не распространяются секторальные санкции ЕС;
- сделки, связанные с эксплуатацией и безопасностью ядерных объектов;
- экстренный заход в порт по соображениям безопасности, для спасения жизни на море, в гуманитарных целях, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и существенное воздействие на здоровье и безопасность людей либо окружающую среду.
Российские порты из списка могут использоваться для транзита товаров из третьих стран в ЕС и не только, если такая продукция не подпадает под импортные ограничения.
Запрет на операции с портами и шлюзами из списка распространяется на все суда, плавающие под флагом государства—члена ЕС, независимо от гражданства экипажа и владельца. Лицам ЕС не запрещено предоставлять услуги судну, заходящему в подсанкционный порт, так как это не является прямой или косвенной операцией с самим портом. Такими услугами, в частности, могут быть страхование судна, бункеровка, погрузка или разгрузка груза. Однако судно под флагом ЕС может зайти в подсанкционный порт только в порядке исключения, например в экстренной ситуации или в случае «законной торговли с этим портом».
Лицо ЕС может везти неподсанкционные товары через российский порт из списка при условии, что оно не причастно к решению транспортной компании по выбору именно этого порта и с него не взимаются портовые сборы. Уплата же сборов напрямую порту или участие в решении сотрудничать с ним считаются прямой или косвенной транзакцией и подпадают под запрет. Но если у европейской компании имеется контракт с лицом, которое участвует в сделке с санкционным портом, первая компания не считается вовлеченной в косвенную сделку и не нарушает санкционные ограничения.
Аэропорты
Исключения по взаимодействию с аэропортами из перечня: сделка для гуманитарных целей, эвакуации или репатриации людей, инициативы по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, ядерных или химических катастроф, а также в случае аварийной посадки, взлета или пролета.
Лица ЕС обязаны информировать компетентный орган государства о любой операции из списка исключений в течение двух недель с момента ее заключения. Это распространяется в том числе на управляющую компанию судна, загрузившего законный груз в санкционном порту, и на авиакомпанию, чей самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту из списка. Европейские импортеры несанкционных товаров из России, освобожденных от запрета по параграфу 3 ст. 5ае, не обязаны сообщать о таком ввозе, если они не совершали ни прямых, ни косвенных операций с портом или аэропортом, включенным в перечень. В противном случае информирование обязательно.
Слово юристам
Ограничительные меры ЕС не имеют экстерриториального действия, то есть запрет на совершение сделок не распространяется на сделки, заключенные лицами из третьих стран.
Введенные санкции представляют собой «эмбарго в миниатюре», запрещающее взаимодействие с инфраструктурой порта или аэропорта. Поэтому Еврокомиссия вынуждена толковать запрет на «сделки с портами» как, в сущности, запрет на «контактирование» с инфраструктурой (территорией) порта или аэропорта, включая, например, заход туда судов.
Прямое получение оплаты портом, например за погрузку груза, будет означать, что речь идет о сделке, потенциально запрещенной санкционным регулированием ЕС. Но в ситуациях с непрямой оплатой (через иное возмещение) будет трудно определить, нарушает ли сделка санкции. При этом добросовестные компании могут случайно нарушить санкционные ограничения, не учтя какую-либо опосредованную связь с портовой инфраструктурой РФ.
Отслеживаем изменения в санкционном законодательстве, касающиеся международной логистики и торговли, в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: