В рамках десятого пакета санкций ЕС в черный список попали три крупные российские кредитные организации — Альфа-банк, Росбанк и Тинькофф-банк. Важно отметить, что Альфа-банк и Росбанк уже были в SDN-листе США.
Суть ограничений
Все средства и активы банков в ЕС подлежат заморозке, под запретом предоставление средств, совершение сделок с резидентами союза, запрет распространяется и на средства, в отношении которых банки могут выступать как номинальные держатели.
Предусмотрена возможность до 26 августа высвободить средства клиентов (но не самих банков) со счетов третьих лиц или получить выплаты по ценным бумагам, которые юридически находятся в ЕС.
Риски
Переводы в евро через эти банки теперь недоступны, а если трансакции начаты, деньги рискуют застрять на корсчетах банков-посредников.
Возможно осложнение переводов средств в иностранные юрисдикции даже через транзитные структуры. Даже если клиент отправляет средства, например, из страны СНГ в Европу, а в цепочке возникнет санкционный банк, кредитная организация ЕС может отказать в зачислении средств на счет. Кроме того, оператор SWIFT является европейской компанией, так что отключение попавших под санкции банков от нее неизбежно. Пока Совет ЕС не вносил изменений или дополнений к регламенту, где перечислены банки, отключенные от SWIFT.
Риски в отношении использования карт китайской платежной системы UnionPay (UP) пока выглядят неоднозначно. Ситуация зависит от того, насколько комплаенс-служба UP чувствительна к европейским ограничениям. В первую очередь они реагировали на санкции США, поскольку те имеют экстерриториальный эффект из-за риска вторичных ограничений. Позиции системы в отношении санкций ЕС мы еще не видели.
Эксперты отмечают, что на фоне года санкционного давления и ожидания текущего раунда ограничений они не выглядят серьезными.
РНПК
Российская национальная перестраховочная компания стала еще одним фигурантом черного списка ЕС. Ее основная задача — перестрахование крупных проектов и бизнесов, находящихся под санкциями. Эксперты полагают, что с финансовой точки зрения потери для компании могут быть незначительными. Однако санкции ограничивают новые внешнеэкономические контракты и могут привести к необходимости перенастройки логистических маршрутов и создания новых страховых механизмов. В данном случае важно признание полиса в иностранных юрисдикциях, что имеет серьезное значение в случае страхования грузов и морских судов.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5842393