Итак, собственно, сама проблема: при оформлении Т1 на транзитные грузы (не турецкого происхождения), следующие в адрес РФ, таможенная система блокирует выпуск транзитной декларации. При указании иной страны получения груза таможенная процедура оформления транзита работает корректно.
По сообщениям от разных источников, блокировка касалась только санкционных грузов, правда, точно сказать, каких именно и из каких пакетов санкций, невозможно.
Мы попытались изучить различные мнения и версии, которые озвучивают в профессиональном сообществе и которые удалось получить от наших турецких коллег.
Основная версия звучит примерно так. Таможенная система NCTS, являющаяся техническим аспектом контроля за движением транзитных товаров, которая работает на территории всего Европейского Союза, а также Турции, претерпела изменения в своем европейском сегменте в связи с вводом 10 санкционного пакета и стала блокировать оформление транзита на РФ санкционных товаров. Турецкий сегмент системы то ли после обновления, то ли после каких-то корректировок со стороны турецких ИТ-служб (точных данных пока нет), дал сбой, что привело к блокировке оформления транзита грузов, следующих в Россию, независимо от их «санкционности». Отсюда и причина - технический сбой, который, по мнению околотаможенных источников в Турции, будет исправлен к понедельнику 12 марта.
Существует иное мнение: после визитов в Турцию ряда официальных лиц некоторых западных стран правительству могли быть посланы недвусмысленные сигналы относительно роли Турции в организации транзита санкционных грузов в Россию, в том числе, поставляемых в рамках параллельного импорта. Ну и как следствие - повсеместная блокировка транзита.
И первая, и вторая версия, на наш взгляд, вполне логичны, равно как и компиляция причин из каждой версии. На фоне молчания и отсутствия каких-либо официальных комментариев со стороны турецких властей остается только строить предположения.
Вчера мы общались с представителями российского Минпромторга и попросили сделать официальные запросы в компетентные органы Турции для разъяснения ситуации, а главное, понимания дальнейшей судьбы заблокированных грузов.
По нашим оценкам, турецкий транзит грузов может составлять от 200 до 400 млн долларов ежемесячно. И в любом случае, блокировка таких объемов даже на несколько дней - это серьезный удар по импортерам РФ.
Внимательно следим за ситуацией и будем публиковать любые значимые изменения.