17.07.2023 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10.07.2023 № 1133 «О внесении изменений в приложение № 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353» (далее – Постановление № 1133).
28.12.2023 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 № 2269 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353» (далее – Постановление № 2269).
Указанные Постановления транслируют изменения, которые вносятся непосредственно в приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 – Особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в форме регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия.
Важно, что по состоянию на август 2024, участникам ВЭД необходимо обратить внимание на изменения, действия которых заканчиваются 01.09.2024, а именно:
1. В соответствии с п.1 Постановления № 1133, до 1 сентября 2024 допускается ввоз на территорию Российской Федерации продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, в том числе в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, знаком обращения на рынке, предусмотренным Федеральным законом «О техническом регулировании».
2. В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления № 1133, до 1 сентября 2024 в целях выпуска в обращение (в том числе ввоза) на территории Российской Федерации продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), допускается проведение оценки соответствия указанным обязательным требованиям в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя с учетом особенностей предусмотренных пп. «а» - «к» п.6 Приложения N 18.
3. В соответствии с пп. «б», п.17 Постановления № 2269 до 1 сентября 2024 ввоз на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется с учетом следующих особенностей:
а) допускается не представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, являющейся:
запасными частями, которые ввозятся для обслуживания и (или) ремонта ранее выпущенной в обращение на территории Российской Федерации готовой продукции. В этом случае запасными частями могут являться детали, а также узлы и (или) блоки готовой продукции, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же деталей, узлов и (или) блоков в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности (за исключением передачи на безвозмездной или возмездной основе организациям или физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим обслуживание и (или) ремонт готовой продукции);
комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на территории Российской Федерации;
единичными экземплярами в количестве, предусмотренном одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей, исключающих ее распространение в Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе);
б) подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется путем представления таможенным органам сведений о документах об оценке соответствия обязательным требованиям без необходимости представления оригиналов таких документов в таможенные органы.
в) при ввозе продукции, в отношении которой выданы (зарегистрированы) сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии обязательным требованиям для серийно выпускаемой продукции, подтверждение декларантом права использования таких документов таможенным органам не требуется.
На основании изложенного следует вывод, что с 01 сентября 2024:
- таможенный орган вправе требовать для предъявления доверенность на использование сертификатов соответствия и (или) декларации о соответствии + маркировку товаров (включая «EAC»), при условии попадания товара под Технические регламенты ТС/ЕАЭС. -- необходимо представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, перечисленной в абз. 3-5 пп. «а» п.4 Постановления № 353.
- в соответствии с п. 5 и п.6 приложения N 18 к Постановлению № 353 запрещено применять упрощенный порядок декларирования соответствия продукции при условии отсутствия продления срока ее действия до 01 сентября 2024.