Порт Джабаль-Али в ОАЭ перегружен. Причина: нарушение логистических цепочек и ритмичности судозаходов вследствие конфликта в Красном море.
Из-за ситуации в Красном море глобальные линии не могут проходить через Суэц. Для доставки грузов до стран Ближнего Востока и Средиземноморья, кроме маршрута в обход Африки они используют Джабаль-Али или Даммам, далее вывозя грузы наземным транспортом через Аравийский полуостров. Из-за этого порт Джабаль-Али сильно перегружен, что сказывается на скорости обработки судов.
В результате цены на все услуги существенно выросли. За январь—март средний срок морской доставки грузов из ОАЭ в Россию увеличился с 25 до 52 дней, в зависимости от маршрута, погодных условий и загруженности линий. По состоянию на апрель, транзитное время перевозки из Джабаль-Али в Новороссийск составляет 45–50 дней, в Санкт-Петербург — 65 дней. За январь—март срок выгрузки судна в Джабаль-Али увеличился с одного до пяти дней, погрузки — до двух дней.
Какой маршрут самый загруженный?
Вместе с тем, имеющиеся задержки не оказывают существенного влияния на сервисы линий, следующих, например, из Джабаль-Али в Новороссийск. Смещение расписания на несколько дней совершенно некритично.
В основном трудности испытывают европейские судовладельцы и грузовладельцы. Для китайских и российских грузополучателей существенных проблем нет, ведь навигация через Красное море продолжается.
Наибольшее влияние заторы в Джабаль-Али оказывают на маршруте через Иран. Иранские фидерные суда иногда ожидают загрузку в Джабаль-Али по 10–15 дней. Это критично, поскольку транзитное время из Джабаль-Али в иранский порт Бендер-Аббас составляет несколько часов. Скапливаются суда на обработку и в самом Бендер-Аббасе. В целом транзитное время по маршруту через Иран увеличивается на три недели и более, что критично для российских получателей. Ситуацию усугубили праздники в Иране, сейчас она должна улучшиться.
Логистика перестраивается
В связи с перегрузом порта Джабаль-Али происходит перестройка логистики. Альтернативой Джабаль-Али может стать порт Аль-Хамрия в Дубае, который также имеет статус СЭЗ, и порт Халид в Шардже. Сейчас они они работают в штатном режиме. Обрабатывая отправления на этих площадках, компании могут ускорить доставку из ОАЭ в РФ в среднем на семь дней. Однако стоимость обработки контейнеров в портах дороже, а тарифы морских линий — на 25% выше по сравнению с доставкой через Джабаль-Али.
Компаниям с небольшими грузами, вероятно, в этой ситуации интереснее будет доставка авиатранспортом.
Для России в результате могут стать актуальными альтернативные маршруты, например, частично сухопутный маршрут по транспортному коридору «Север—Юг» через Иран и Каспийское море или маршрут из Китая через Казахстан.
Напомним, глубоководный порт Джабаль-Али расположен в Дубае, это десятый по величине морской порт мира (им управляет DP World). Обрабатывает генеральные грузы, а также 19,3 млн TEU контейнерных грузов в год. В порту три контейнерных терминала и строится четвертый, после завершения которого мощность вырастет до 22,5 млн TEU. В порту обрабатывается более 80% всех контейнерных грузов, которые следуют в РФ через ОАЭ. Лидеры по товарообороту на этом направлении по итогам 2023 года — электроника, автомобили, запчасти, смазочные материалы, чай, косметика.
Источник: