Коллеги, обращаем Ваше внимание, в рамках Стратегии ФТС 2020, которая набирает обороты подготовлено предложение о реструктуризации таможенных постов Московской областной таможни (МОТ).
Одобренная 28 декабря 2012 года распоряжением правительства РФ Стратегия развития ФТС до 2020 дополнилась конкретными мероприятиями с указанием ответственных лиц, а также претерпела значительные изменения в ряде пунктов. К ним отнеслись смещение акцента с декларирования товаров в приграничных зонах к декларированию в Центрах электронного декларирования, и по факту, передача функции фискального контроля от ФТС к ФНС.
Значительный упор в корректировках курса Стратегии от 2017 года делается на декларировании товаров и транспортных средств в центрах электронного декларирования (ЦЭД), и на автоматизации регистрации и выпуска декларации на товары посредством системы управления рисками (СУР). В это связи, в сентябре текущего года главе ФТС Владимиру Булавину было подготовлено предложение о реструктуризации таможенных постов Московской областной таможни (МОТ) и переноса декларирования товаров непосредственно в ЦЭД МОТ. По сути, речь идет о закрытии всех ОТО и ТК МОТ, в перечень которых входят ряд ОТО и ТК.
На настоящий момент в список входят 12 мест таможенного оформления:
• ОТО и ТК №2 Акуловского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Волоколамского таможенного поста;
• ОТО и ТК №3 Каширского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Мамонтовского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Можайского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Черноголовского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 и ОТО и ТК №4 Сходненского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Ступинского таможенного поста;
• ОТО и ТК №2 Львовского таможенного поста;
• Киевский таможенный пост переносят на ОТО и ТК №2 Киевского таможенного поста и переименовывается в Красноармейский;
• Давыдовский таможенный пост переносят на ОТО и ТК №2 Давыдовского таможенного поста.
Оставшиеся таможенные посты до весны 2018 года предполагается использовать для целей декларирования товаров и фактического контроля, далее – оставить функции только фактического таможенного контроля и оформления подконтрольных таможенных режимов, а функцию приема и регистрации деклараций вменить ЦЭД.
Можайский и Кразнознаменский ЦЭДы планируется перевести в административное здание в Зеленограде, прием и регистрацию деклараций оставить только за Можайским таможенным постом, который, скорее всего, будет переименован в Зеленоградский.
Таким образом, из 35 действующих на настоящий момент мест таможенного оформления, в МОТ останется 23 таможенных поста:
• 2 ЦЭД (1-ый на прием и регистрацию ДТ, 2-ой – без права декларирования)
• 20 Таможенных постов
• 1 таможенный пост свободной экономической зоны (г. Дубна)
В рамках реорганизации планируется ротация персонала с подготавливаемых к закрытию мест таможенного оформления на новые.
Грядет ли коллапс?
Мы прогнозируем следующее развитие ситуации:
Этап №1. Закрытие постов.
Таможенные представители будут перераспределять товарные потоки на оставшиеся места таможенного оформления, что будет происходить скорее всего с Октября текущего года по январь 2018. Скорее всего, это приведет к увеличению сроков таможенного оформления в среднем на 1-2 дня в первые несколько недель работы, в связи с необходимостью интеграции в бизнес-процессы на новых местах оформления. Возможны некоторые изменения в области ценообразования на таможенные услуги в сторону увеличения их стоимости, в условиях работы с Клиентами в части более актуального и корректного обмена данными и документами, а также смене некоторых логистических маршрутов следования грузов. По нашим прогнозам, на стабилизацию всех этих процессов уйдет несколько месяцев.
Этап №2. Перевод декларирования в ЦЭД.
Перевод функции регистрации и выпуска деклараций в ЦЭД планируется запустить весной 2018 года. С нашей точки зрения, этот этап будет наиболее технически сложным. Это вполне объяснимо: сегодня, по нашим оценкам, количество выпускаемых в ЦЭД МОТ деклараций не превышает 5%-7%, оставшийся объем приходится на существующие 35 таможенных постов, это очень существенный объем деклараций.
Чтобы «переварить» такой объем посредством одного ЦЭД потребуются глобальные изменения в штатном расписании и в управлении ЦЭД. Таможня планирует большую часть процессов декларирования (до 70%) отдать на откуп системы управления рисками (СУР), что, по их мнению, поможет автоматизировать регистрацию и выпуск деклараций, и, соответственно, снизит нагрузку на должностных лиц. Однако, мы уверены, что таможенные представители и участники ВЭД столкнутся с рядом сложностей и технических сбоев при регистрации и выпуска товаров.
Безусловно, переход будет осуществляться постепенно, начиная с расширения штатных единиц на вновь образованных ЦЭД и заканчивая планомерной блокировки функций регистрации на оставшихся постах.
Мы рекомендуем подготовиться к грядущим изменениям, по возможности закладывая указанные риски в сроки доставки товаров и их себестоимость.
Со своей стороны, компания «Оптимальная логистика» как логистический и таможенный оператор, предпримет все возможные мероприятия для снижения рисков для своих Клиентов.