Впервые за два года мировые игроки портовой отрасли встретились лично на конференции TOC в Роттердаме. Их мнения по поводу того, может ли в ближайшее время прекратиться перегрузка, наносящая ущерб работе терминалов по всему миру, разошлись.
На встрече было озвучено следующее мнение. До второй половины 2023 года загруженность портов не улучшится, а ставки фрахта никогда не вернутся к уровню, существовавшему до пандемии. Большое количество судов прибывает из Шанхая в Европу после окончания карантина. Порты уже заняты полностью. Пропускная способность европейских портов пострадала также из-за увеличения числа обменов контейнерами на один заход судна. Сейчас для обработки 1000 TEU требуется больше времени, чем в 2019 году. В Гамбурге это занимает на 32% больше времени, в Антверпене на 31% и Роттердаме на 7%.
Важен тот факт, что порты не могут видеть договорные отношения между перевозчиками и экспедиторами. Им необходимо знать, каким будет следующий вид транспорта после разгрузки контейнера в порту. Эта информация помогла бы оптимизировать работу. Отсутствие нужных данных и низкая надежность расписания представляют собой настоящую проблему.
Имели место и противоположные точки зрения, согласно которым худшая из проблем с перегрузками уже позади, заторы и перебои скоро устранятся, а впереди новый опасный период избыточных мощностей.
Горячие точки заторов быстро меняются. Еще прошлой осенью пробки были распространены по всей северо-западной Европе, но сегодня они в значительной степени сосредоточены на Бремерхафене и Гамбурге, которые в последние дни пострадали от забастовок. Остаются также перевалочные грузы, ожидающие отправки в Россию, и экспортные грузы для Азии, ожидающие погрузки. Сейчас время ожидания судна в Гамбурге составляет десять дней, семь дней в Бремерхафене, в то время как в Антверпене и Роттердаме оно составляет чуть более двух дней. Близок тот момент, когда заторы и перебои могут быть устранены.
Особое волнение вызывает то, что отрасль может оказаться на грани возвращения к тому типу разрушительных избыточных мощностей, которые характеризовали эпоху после глобального финансового кризиса.
Если не учитывать недавние высокие объемы поставок в Северную Америку, на самом деле наблюдается лишь очень скромный рост основных перевозок между Востоком и Западом. При этом за последний год портфель заказов резко вырос, так что пропускная способность перевозок значительно возрастет. Если добавить сокращение спроса к ослаблению перегруженности цепочки поставок, то это очень похоже на 2010 год.
Эксперты предполагают, что перегруженность в конечном итоге будет устранена только за счет улучшения потока информации, сопровождающего груз. Соответственно, необходима инфраструктура, позволяющая обрабатывать данные и финансы так же хорошо, как и сами грузы.
Источник: