По цепочкам поставок вслед за санкциями ударила пандемия. Китай, надежда многих российских импортеров, переживает вспышку штамма «омикрон». Крупнейшие города, включая Шанхай с населением 25 млн человек, отправляют на карантин. Перевозки из районов с высоким эпидемическим риском запрещены. Заводы и склады закрывают.
Шанхай, Гуанчжоу, Нинбо
В стране по-прежнему действует политика нулевой терпимости к распространению вируса. В Шанхае, экономической столице Китая, проводится массовое тестирование населения. Для этого отводят целые стадионы. Меры по изоляции людей с положительным результатом теста даже при отсутствии внешних проявлений болезни все равно довольно серьезные.
Массово закрываются учреждения. Наблюдаются перебои в работе предприятий из-за нарушения цепочек снабжения. Крупные порты продолжают работать, но на объемах обработки грузов ограничительные меры неминуемо сказываются. При выявлении одного заболевшего портового работника на карантин сажают всю бригаду.
В Гуанчжоу также началось массовое тестирование на ковид. Введены ограничения на въезд и выезд из города. Контейнерные терминалы порта Наньша работают нормально, однако водители грузовых автомобилей в этом районе должны иметь отрицательный ПЦР-тест, который действует 48 часов. Это стало причиной проблем в дельте Жемчужной реки. Наблюдаются сбои в расписании движения судов. Задержки достигают 5-7 дней. Причина – нерегулярное обслуживание фидерных судов и барж.
Локдаун в Шанхае повлиял на графики судоходства в Южном Китае. Так, например, задерживается прибытие судов в Гонконг и Яньтянь.
Шэньчжэнь и Гонконг в течение нескольких месяцев существовали в режиме ковидных ограничений, что нарушало нормальный уровень производства и торговли. Основной проблемой были трансграничные грузовые перевозки между двумя городами.
Стоимость грузоперевозок стремительно растет, так как перевозчикам приходится больше прибегать к фидерным услугам. Возросло использование фидерных судов для авиаперевозок из Южного Китая через Гонконг, что может привести к задержкам в поставках.
Во втором по загруженности контейнерном порту Китая, Нинбо, было обнаружено несколько случаев заражения Covid-19. Если порт Нинбо будет снова закрыт, как в августе прошлого года, а шанхайский трехнедельный карантин не завершится, узкие места в логистике еще больше усугубятся.
Сейчас склады в районе порта Бейлунь в Нинбо переполнены, поскольку туда направляются грузы из Шанхая. На севере многие фабрики в Циндао все еще закрыты, а заказы отложены или отменены. Если Нинбо закроют, у этих грузов не будет никаких альтернатив по доставке, что, несомненно, окажет большое влияние на цепочку поставок как для экспорта, так и для импорта в регионах Цзянсу и Чжэцзян.
Maersk Line сообщила, что несколько судов не будут заходить в Шанхай и порекомендовала клиентам отправлять или перенаправлять грузы в другие пункты назначения в Китае или на другие рынки, чтобы избежать перегруженности порта. Компания добавила, что ее грузовые перевозки из/в Шанхай будут также затронуты введенными ограничениями, но она готова предоставлять мультимодальные услуги между Шанхаем и близлежащими городами на баржах или по железной дороге.
Несмотря на то, что шанхайский порт работает в обычном режиме, грузоперевозки по всему Китаю прерваны. Водители должны проходить обязательные тесты на Covid-19, что снижает пропускную способность грузовых автомобилей и приводит к постоянному увеличению ставок.
Некоторые компании из-за существенного падения экспорта из Шанхая отменяют свои рейсы.
Переориентация на Китай?
На прошлой неделе Европейский союз ввел санкции против российских грузоперевозчиков и запретил им въезжать на территорию ЕС. Однако поставки в Россию уменьшались и до введения этих мер. Так, с конца февраля импорт упал более чем в два раза. Специалисты говорят о том, что наладить новые цепочки будет непросто.
В рамках масштабного переключения на Китай то, что раньше поставлялось из Европы сейчас едет из Азии, например, строительная химия. Много потребительских товаров, бытовая техника, электроника, компьютерная техника, одежда, обувь, непродовольственная продукция для дома. То есть то, что сейчас находится под большим давлением.
В этих условиях возникают серьезные вопросы относительно того, как быстро российские компании смогут провести замещение сырья, материалов и комплектующих. Конец второго квартала будет весьма непростым с точки зрения наличия товаров. Некоторым российским компаниям придется заказывать более оперативную доставку, например, воздушным транспортом. Это неизбежно повлияет на стоимость логистики.
Эксперты полагают, что проблемы коснулись морских, железнодорожных и автоперевозок из Китая. Еще в начале пандемии возникли трудности с логистикой, которые не решены до сих пор. По мнению специалистов, импортерам не стоит всерьез рассчитывать на Китай как на альтернативный канал, в том числе по причине большого разрыва в цепочке производственных поставок.
В Китае закрывают целые провинции, например, Фуцзянь, где производят практически 70% спортивной обуви.
Что касается портов, как основной несущей жилы всей транспортной логистики Китая, то стоит вспомнить крупнейший порт Шэньчжэня, который был закрыт с августа по сентябрь. Скопилось огромное количество грузов, которые не могли отправлять. Это тоже поспособствовало срыву цепочек, сроков, была большая порча продукции.
Что дальше?
Введенный в Шанхае 28 марта локдаун продлили на неопределенный срок. Однако несколько смягчили ограничения: в некоторых районах людям разрешили выходить на улицу. Есть специалисты, который считают, что карантин может закончиться быстро, поскольку Китай уже накопил опыт борьбы с пандемией.
Иностранные фирмы начали лоббировать в Пекине его жесткую политику в отношении Covid и влияние на цепочки поставок. В письме Государственному совету Китая Торговая палата ЕС в Китае заявила, что старый набор инструментов массового тестирования и изоляции больше не подходит для решения проблемы с вариантом Omicron. Йорг Вуттке, президент палаты, отметил, что текущие меры, принятые для сдерживания недавней вспышки коронавируса, вызывают серьезные сбои, начиная от логистики и производства и заканчивая всей цепочкой поставок в Китае.
Источники:
https://gcaptain.com/covid-testing-south-china-exports/
https://www.kommersant.ru/doc/5305487
https://www.kommersant.ru/doc/5305690