Рассказываем, о чем вчера шла речь на полях ВЭФ.
О вывозе контейнеров
С Дальнего Востока в текущем году вывезено порядка 5 тыс. контейнерных поездов, из них 1,5 тыс. — в полувагонах.
Количество отправленных с Дальнего Востока полувагонов с контейнерами в январе-августе 2024 года выросло на 7,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составило 114 тыс. ед.
За счет привлечения полувагонов для погрузки контейнеров в портах и тыловых терминалах Дальнего Востока высвобождена значительная часть пропускной способности дефицитной инфраструктуры Восточного полигона. В 2022 году это позволило провезти на восток 850 тыс. тонн различных грузов, в 2023 году — 7,5 млн тонн, а по итогам восьми месяцев 2024 года — 7,6 млн тонн. По итогам 2024 года дополнительно перевезенный объем составит не менее 12 млн тонн.
С 2018 года средний годовой прирост объемов перевозок в контейнерах по железной дороге составляет порядка 11%. По итогам 2023 года прирост оказался на уровне 14% относительно 2022 года, были достигнуты рекордные 7,4 млн ДФЭ. В РЖД рассчитывают, что динамика сохранится и в 2024 году: на текущий момент прирост по контейнерным перевозкам оценивается в 8% к прошлому году.
Сегодня вывозные характеристики железной дороги достигли 3308 контейнеров. Это на 15% выше уровня ноября 2022 года.
Среднее время нахождения контейнеров на временном хранении в морских портах сократилось с 15 дней в 2019 году до 11 дней в 2024 году. В порту Владивосток оформление контейнеров таможенниками сократилось с 30 часов до трех с половиной. При этом до подачи декларации в ФТС груз проводит на терминале все так же много времени.
Терминалы Владивостокского и Находкинского узла в настоящий момент перегружены. С начала года через порт Восточный ввезено 103,4 тыс. контейнеров, Находка – 35,3 тыс., Владивосток – 277,2 тыс.
Через Забайкальск в этом году ввезено 68,7 тыс. контейнеров с импортом, Наушки – 62,5 тыс. Через ЖДПП Нижнеленинское перевозки составили всего 3,8 тыс. контейнеров, Махалино (Камышовая) – 1,5 тыс., Гродеково (Пограничный) – 3,8 тыс.
Уровень контейнеризации в стране низкий, 6-7% от общего объема рынка грузоперевозок (в Европе 30%, в Канаде 37%).
Из-за ограниченной провозной способности железной дороги порядка 65 млн тонн грузов, генерируемых на Дальнем Востоке, не были вывезены за последние три года.
О внешней торговле
Товарооборот России со странами Азии за 10 лет, с 2014 по 2024 год, вырос с 29% до 66%, а с Евросоюзом снизился с 47% до 11%.
В 2024 году распределение товарооборота России по основным торговым партнерам выглядит так: 34% — Китай, 32% — остальные страны Азии, 13% — государства, входящий в Евразийский экономический союз, 11% — Евросоюз, 10% — остальные страны.
В сравнении с 2021 годом ввоз товаров вырос на 31%, а вывоз увеличился на 5%. Наибольший рост показали автомобильные перевозки (увеличение более чем в 4 раза), далее идут железнодорожные перевозки, которые прибавили в среднем 30%. Морские перевозки показали наименьший рост.
Российский экспортный центр (РЭЦ) планирует в 2024 году открыть представительства в Таиланде и Индонезии.
Об инфраструктуре
Потребность грузоперевозок по железным дорогам России в восточном направлении к 2030 году достигнет 338 млн тонн. При этом утвержденные параметры развития Восточного полигона предусматривают перевозку только 210 млн тонн.
Развитие портовой инфраструктуры значительно опережает развитие ж/д: к 2030 году пропускная способность портов на Дальнем Востоке будет почти в два раза выше, чем провозная способность железной дороги, и достигнет 422 млн тонн. В других регионах ситуация ненамного лучше, но проблема загруженности ж/д частично компенсируется большой долей автовывоза.
Презентован проект будущего железнодорожного моста в районе населенных пунктов Джалинда (Амурская область) – Мохэ (Китай).
Представлена площадка для строительства новой верфи в черте Владивостока на берегу Уссурийского залива. Будущий комплекс рассчитан на строительство судов для торгового флота производительностью около 12 единиц в год. Производственные мощности новой площадки позволят строить следующие типы судов: балкеры и танкеры дедвейтом до 80 тыс. тонн, длиной до 270 м, шириной до 38 м; контейнеровозы вместимостью до 6 тыс. TEU, длиной до 300 м, шириной до 46 м; газовозы до 170 тыс. куб. м, длиной до 305 м, шириной до 50 м.
Подписано соглашение о реализации проекта по созданию комплексной таможенно-логистической инфраструктуры в Приморье между компанией «Дальневосточные технологии», КРДВ Приморье (дочернее общество КРДВ - прим. ред.) и администрацией Лесозаводского городского округа. В рамках проекта предусматривается строительство железнодорожного и автомобильного таможенно-логистических терминалов. Инвестор в том числе собирается построить железнодорожный таможенно-логистический терминал с двумя ж/д тупиками, универсальную погрузо-разгрузочную зону площадью 2,3 га, контейнерный терминал с постоянной зоной таможенного контроля общей площадью 20,9 га и таможенно-логистический терминал для легкового транспорта и грузовиков, где будут размещены зоны таможенного контроля общей площадью 15,9 га.
«РЖД Бизнес Актив» и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) заключили соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта строительства железнодорожного контейнерного терминала на станции Забайкальск.
Правительство Забайкальского края подписало соглашение с Газпромбанком, Группой компаний «Евросиб» и «Забсиб-Логистикой» о создании универсального транспортно-логистического центра. Новый ТЛЦ площадью до 500 гектаров будет построен в районе станции Мациевская. Планируется строительство навалочных и контейнерных терминалов, железнодорожной инфраструктуры и индустриального парка. Хаб будет принимать на обработку контейнерные грузы на экспорт и импорт.
О решениях, помогающих не допустить скопления транспорта и грузов на Дальнем Востоке
Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа, позволяющая упростить процедуру грузоперевозок, увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.
Для расширения провозных мощностей и развития сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) необходимы дублеры всех основных тоннелей Восточного полигона.
О масштабном развитии транспортной инфраструктуры страны и поиске альтернативных международных коридоров и новых маршрутов для российской логистики.
К наиболее перспективным направлениям относится: развитие международных транспортных коридоров с Севера на Юг через Казахстан и среднеазиатские страны, переключение экспорта регионов СЗФО на Севморпуть, развитие речного судоходства в Сибири и на Дальнем Востоке. Потенциал на этих направлениях оценивается в 12,5 млн тонн или 800 тыс. TEU. Для повышения эффективности маршрутов необходимо развитие собственного флота и создание опорной сети международных транспортно-логистических центров за счёт кооперации между государством и игроками рынка.
Следим за событиями, важными с точки зрения международной торговли и логистики в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://portnews.ru/news/367424/
https://portnews.ru/news/367378/
https://portnews.ru/news/367382/
https://portnews.ru/news/367388/
https://portnews.ru/news/367394/
https://portnews.ru/news/367402/
https://morvesti.ru/news/1678/111195/
https://morvesti.ru/news/1679/111192/
https://www.gudok.ru/news/?ID=1678539
https://www.gudok.ru/news/?ID=1678515
https://www.alta.ru/logistics_news/112791/
https://www.kommersant.ru/doc/6934152
https://portnews.ru/news/367442/
https://portnews.ru/news/367447/
https://portnews.ru/news/367404/
https://morvesti.ru/news/1678/111206/
https://morvesti.ru/news/1678/111179/