Заметно расширилось одно из узких мест китайско-европейского транзита в казахстанском Достыке на границе с Китаем. Мощности терминала казахстанской PTC Holding удвоены до 320 тыс. TEU. Транзит контейнеров через Россию маршрутами российско-казахстанско-белорусской ОТЛК ЕРА пока что загружает основную часть этих мощностей. В первые месяцы года наблюдался спад транзита, достигший минимума в апреле. Однако в мае началось его восстановление. Рост отгрузок контейнеров из Китая в РФ и в обратном направлении имел при этом большое значение. Это отмечают многие участники рынка.
Казахстанская компания PTC Holding после запуска в июле 2021 года первой очереди открыла вторую очередь терминала Dostyk TransTerminal на станции Достык. Там осуществляется перегрузка с узкой китайской колеи на широкую российскую. Мощности терминала были увеличены со 160 тыс. до 320 тыс. TEU. Главный партнер холдинга ОТЛК ЕРА — совместное предприятие российских, белорусских и казахстанских железных дорог. Оно развивает контейнерный транзит Европа—Китай—Европа через территории стран-акционеров. В 2021 году на ОТЛК пришлось 96,5 тыс. TEU или более 90% перевалки терминала. Еще 10 тыс. TEU перевалили структуры самого PTC Holding.
Теперь терминал сможет обрабатывать не 6, а 12 поездов в сутки с перспективой увеличения до 15. Это возможно благодаря запущенной второй очереди и построенному железнодорожному разъезду и пути в обход станции Достык.
Уже через месяц после ввода в строй первой очереди стало понятно, что ее недостаточно и объемы перевалки с колеи на колею будут расти. При этом начало 2022 года ознаменовалось снижением объемов, в числе причин которого стоит упомянуть китайский Новый год, пандемию. Подобная тенденция наблюдается и сейчас, но причины снижения объективны, и ни один клиент не отказался полностью от услуг компании. Существенное влияние оказывает ситуация, связанная с перевозками из Европы в Китай. Однако показатели первых двух декад мая говорят о том, что объемы постепенно восстанавливаются и набирают обороты.
В этом году отмечается большой рост грузоперевозок непосредственно на Россию. Когда в прошлом году запускалась первая очередь терминала, то первые поезда шли транзитом на Европу. Сейчас на Московский узел идет очень большое количество поездов, и есть тенденция к их увеличению. Кроме того, грузы идут не только в направлении Китай—Европа, но и из России на Китай. Перегружаются контейнеры с машинокомплектами, лесом.
Российские лесопромышленники в марте на фоне спецоперации на Украине и закрытия европейского рынка переориентировали поставки в Китай, причем именно Казахстан стал основным транзитным маршрутом.
При этом участники рынка не верят в перспективу закрытия границ ЕС для железнодорожного транзита. Они говорят о том, что это не реалистичный сценарий и считают остановку транспортной артерии плохим решением не только для России и стран СНГ, но и для Европы. Сейчас, например, машинокомплекты BMW, Mercedes, Audi едут в Китай в сервисе ОТЛК. Остановить такое железнодорожное сообщение практически невозможно.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5367003