В Госдуму поступил новый законопроект, который при принятии позволит заключать договоры ship-or-pay («вези или плати») на железнодорожном транспорте.
В чем суть документа?
В рамках таких договоров одна сторона обязуется перевезти, а другая — предъявить к перевозке определенный объем грузов, и даже если обязательства выполнены не в полном объеме, оплачиваются они в полном. Согласно законопроекту, грузоотправитель за недостаточное предъявление грузов платит провозные платежи на недостающую часть, а перевозчик — на часть, не принятую к перевозке. Отклонение в 5% прощается.
Что хочет РЖД?
ОАО РЖД настаивает на принятии договоров ship-or-pay много лет, но пока безуспешно.
Это позволило бы эффективно использовать создаваемые инфраструктурные мощности и планировать их загрузку на перспективу. Договоры ship-or-pay послужат целям повышения дисциплины планирования производственной деятельности, рациональности загрузки инфраструктуры, обеспечения гарантий загрузки перспективных перевозочных мощностей и вывоза продукции в предусмотренных договорами объемах.
В монополии говорят, что грузоотправители «также заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров».
В чем проблема?
Основной проблемой ship-or-pay на железной дороге считается то, что ОАО РЖД должно иметь право потеснить других пользователей инфраструктуры, чтобы выполнить обязательства перед заключившим договор ship-or-pay клиентом. Это противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
У игроков отрасли есть сильные сомнения, насчет гарантий объемов перевозок в условиях отсутствия резервов провозной способности. Сами посудите, разве у нас есть хоть одно ж/д направление с профицитом?
В законопроекте есть оговорка, что перевозчик и грузоотправитель освобождаются от ответственности, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Но можно ли отнести к ним ограничение провозной способности? Ведь всем известно об этом, а форс-мажор все-таки предполагает некоторую непредсказуемость.
В итоге участники рынка считают, что в условиях растущего дефицита инфраструктуры такие договоры не приведут ни к чему, кроме возникновения серого вторичного рынка провозной способности и превращения недискриминационного доступа в прямую коррупцию.
Самые актуальные новости рынка ж/д грузоперевозок вы найдете в нашем ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источник: