Утильсбор не дает никому покоя. В «Объединении автопроизводителей России» (ОАР) просят скорректировать методику начисления утильсбора, установив дополнительный критерий расчета, связанный с мощностью мотора. В ОАР связывают эту необходимость с распространением турбированных моторов и гибридных автомобилей.
Сейчас одинаковой суммой утилизационного сбора облагаются автомобили кардинально разных ценовых категорий, если они имеют сравнительно небольшой объем двигателя. В итоге система расчета утильсбора перестала обеспечивать «социальную дифференциацию», при которой за более мощный и дорогой автомобиль уплачивается больший размер утилизационного сбора.
Льготные ставки утильсбора для импортеров-физлиц в сочетании с действующей системой расчета по объему двигателя привели к значительному росту доли импорта на «физиков». В текущем году доля таких автомобилей в общей структуре импорта в значимости от месяца занимает уже 50–70%. Таким образом, недобросовестный бизнес перетек в серую зону.
Введение параметра мощности при расчете размера утильсбора — это попытка компенсировать ощутимое снижение поступлений в бюджет, связанное с сокращением ввоза автомобилей импортерами-юрлицами.
Какие последствия?
Специалисты уверены: введение дополнительного критерия расчета ставок и очередной этап индексации с 1 января 2026 года отразятся на итоговой стоимости машин. При этом подорожают и новые, и подержанные автомобили. Мы это уже проходили и в августе 2023 года, и в октябре 2024 и январе 2025.
Стоит также понимать, что инициатива об учете не только объема двигателя, но и его мощности является «работой на перспективу для расчистки пути для новых отечественных моделей автомобилей». Ведь обещают же нам «Волгу», АвтоВАЗ и «Москвич» с турбомотором. Для их востребованности вполне логично ввести дополнительные ограничения на импорт иностранных конкурентов.
Что нас ждет, если изменения примут? В ожидании подорожания произойдет резкий всплеск продаж машин. За ним неизбежно последует очень серьезное падение. Нынешний российский авторынок очень слаб и только-только начал не то, чтобы приподниматься с колен, но заявлять о своих намерениях сделать это. Как бы очередные попытки изменить утильсбор не добили его окончательно…
И вот еще что. В России введение любых новых ограничений и запретов стимулирует рост числа схем, позволяющих их обойти. Оно и понятно: над ограничениями думают пара десятков людей, а над тем, как их обойти, — сотни тысяч. Но в том, что касается инициативы с учетом мощности двигателя при расчете утильсбора, встает большой вопрос, насколько успешными и массовыми могут быть такие схемы.
Пишем об изменениях таможенного законодательства в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник:
