Еще на прошлой неделе президент дал поручение Кабмину проработать вопрос о формировании Центрально–Евразийского транспортного коридора, который должен пройти через Монголию и Западный Китай.
Где будет пролегать новый логистический маршрут? Какой грузопоток сможет по нему идти? Разбираемся в этих вопросах.
Как поедем?
Возможными нитками зарождающегося коридора могут стать уже существующие федеральные трассы Новосибирск — Барнаул — Бийск — Горно–Алтайск — Ташанта и Красноярск — Абакан — Кызыл.
Какова цена вопроса?
Оценить даже примерный объём инвестиций, которые потребуются для запуска такого сообщения в полном масштабе, пока трудно, но подобные проекты стоят миллиарды долларов. И Россия уже развивает несколько альтернативных континентальных коридоров (СМП и «Север-Юг»), претендующих на конкуренцию с Суэцким каналом.
В обустройство Севморпути до 2035 должны вложить около 1,8 трлн рублей. Общая стоимость инвестиционных проектов инфраструктуры МТК "Север — Юг" оценивается примерно в $38 млрд, из них российских — около $13,2 млрд. Способна ли отечественная экономика обеспечить финансирование ещё одного глобального логистического проекта при уже имеющихся обязательствах?
Зачем нужен?
На фоне роста товарооборота с Китаем Россия активно ищет пути наращивания логистических возможностей. При этом каждый из существующих маршрутов имеет свои недостатки. Минус перевозок через дальневосточные порты - ограниченная провозная способность Восточного полигона. СМП – необходимость в крупнотоннажном транспортном флоте ледового класса и увеличение ледокольной группировки. Коридор “Север — Юг” – неразвитая инфраструктура (нет железных дорог, флота для перевозок по Каспию, современных портов).
Ещё один коридор лишним не будет.
Он может дать дополнительные возможности, условную гибкость в торговле и транспортировке товаров, а также создать новые рабочие места и улучшить транспортную доступность внутренних регионов России. Вероятнее всего на перспективный коридор ляжет роль связующего звена между другими глобальными маршрутами, которые Россия стала особенно активно продвигать после начала санкционного кризиса.
Вместе с тем Севморпуть и МТК “Север — Юг” до сих пор не имеют полностью построенной инфраструктуры. Не будет ли более рациональным расходовать средства и ресурсы на завершение этих проектов?
В чем сложности?
В международных проектах также должны быть заинтересованы и страны–партнёры. Соответственно правительству РФ придётся убеждать коллег из Китая и Монголии принять участие в инициативе и, соответственно, вложить в неё деньги.
Через Монголию в Западный Китай уже сейчас отправляется ряд грузов из России. Новое ответвление могло бы разгрузить Восточный полигон. Но с монгольской стороны потребуется строительство железной дороги от погранзаставы Арц–Суурь к Внутренней Монголии.
А что Китай?
Китайская сторона готова к созданию экономического коридора, связывающего КНР, Россию и Монголию. Об этом вчера заявил председатель КНР Си Цзиньпин на переговорах в Пекине с президентом Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом.
Когда?
Надо понимать, что подобные проекты имеют масштаб десятилетий, поэтому, как бы скоро транспортный блок российского правительства ни согласился на целесообразность развития нового коридора, в полном формате он вряд ли заработает в ближайшие годы.
Источники:
https://www.dp.ru/a/2023/10/19/stroitelstvo-megakoridora