Спустя почти неделю после снятия в Казахстане режима ЧП транспортная обстановка на территории бывшей союзной республики значительно стабилизировалась и почти полностью наладилась. Улучшение наметилось уже с 10 января. Специалисты отмечают, что в перспективе могут быть возможны только более сильные меры по контролю передвижения машин.
Начало беспорядков
Напомним, что 2 января 2022 года в Казахстане начались массовые протесты. Главная причина – резкое повышение цен на сжиженный газ, произошедшее 1 января в связи с переходом на рыночный механизм ценообразования. Беспорядки начались в газодобывающем городе Жанаозене на западе страны, но 3—4 января перекинулись на Алма-Ату и другие города.
5 января после введения режима ЧП в отдельных регионах Казахстана он был распространен на всю страну. Тогда же авиакомпания «Аэрофлот» начала отменять свои рейсы в регион.
В Казахстане отсутствовало соединение с интернетом, наблюдались перебои с телефонной связью, была закрыта часть заправочных станций. Нельзя было принять денежные средства или провести оплату, погрузка и выгрузка отправлений также приостановилась. На въездах и выездах в города стояли блокпосты, обеспечивающие безопасность передвижений. С 11 вечера до 7 утра действовал комендантский час.
Проблемы логистики
Если говорить о логистике, то больше всего пострадала сфера автомобильных перевозок. Наблюдались проблемы с работой логистических складов, на трассах водителей фур останавливали неизвестные и требовали отдать деньги, а административный контроль был заметно усилен.
Все транзитные грузоперевозки по стране были приостановлены. Машины несколько дней находились в приграничных зонах на территории РФ до момента стабилизации ситуации.
Официально границы не были закрыты ни для железнодорожного, ни для автотранспорта, но проходная способность снизилась на переходах с Китаем и между Узбекистаном и Россией. Причиной стал тот факт, что перестала работать система для оформления транзита.
Наименьшему воздействию подвергся железнодорожный транспорт – основной в плане грузоперевозок по стране. Сервис работал штатно, без существенных задержек, максимум в 2–4 дня, что допустимо, учитывая общие транзитные сроки по маршруту. Все транзитные грузы были доставлены практически без задержек.
Работа Алматинского аэропорта была парализована полностью.
Начало стабилизации ситуации
Однако, с 10 января начало расти число запросов по доставкам в Казахстан. Это стало свидетельством том, что ситуация с транспортным сообщением с казахстанской стороной выравнивается.
17 января была восстановлена работа КПП на границе с Киргизией, но беспрепятственное движение грузового автотранспорта обеспечивалось только на трех пропускных пунктах. Имеющиеся ограничения больше связаны уже с противоэпидемическими мерами. КПП Кен-Булун-автодорожный для фур (только порожних) работал только на выезд из Киргизии в Казахстан.
18 января режим ЧП в стране был снят. Страна постепенно возвращалась к нормальной жизни. Хотя там по-прежнему действовал комендантский час с 23.00 до 07.00, а по периметру Нур-Султана круглосуточно дежурили шесть блокпостов.
Случаи нападения на водителей грузовиков уменьшились. В стране полностью восстановлена связь. Российские транспортные компании стали возобновлять доставку через республику – с оговоркой, что сроки увеличены из-за досмотра на границе.
Уточним, что через Казахстан возится достаточно много грузов. Это часть Шелкового пути, грузы транзитом идут из Китая в Европу. Везут товары народного потребления (бытовая техника, одежда), промышленные грузы (руда, металлы, стройматериалы), шины и автокомпоненты. Сам Казахстан экспортирует свои товары в другие государства, в том числе на Украину.
Отголоски беспорядков
Недавно появилась информация о том, что больше 1,6 тыс. вагонов с грузами из России почти третью неделю простаивают в Казахстане в связи с тем, что казахстанский экспедитор пропал с деньгами за перевозку.
Государственной компании «Казахстанские железные дороги» не был уплачен провозной платеж по инфраструктуре. В результате в стране застряли 22 ж/д состава с грузами из России - с лесными и строительными грузами, металлоконструкциями и товарами народного потребления. По состоянию на 26 января простой вагонов составляет 19 суток. Сообщается, что казахстанский экспедитор собрал с транспортных компаний 370 млн рублей (свыше 2 млрд тенге), однако эта сумма не была уплачена КТЖ. В настоящее время КТЖ отказывается везти грузы без оплаты услуги. Ведется разбирательство.
Источники: