На прошедшем в Москве бизнес-завтраке мы затрагивали очень интересную тему – маршрутов в обход РФ. Раскроем ее шире.
Говоря о таких маршрутах, в первую очередь стоит остановиться на Транскаспийском международном транспортном маршруте. Этим летом председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Астану вместе с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым принял участие в торжественной церемонии запуска поставок грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Этот маршрут позволяет доставлять грузы из Китая в Западную Европу в обход России. После Казахстана он предусматривает отправку груза через Каспийское море в Азербайджан, а уже оттуда через Грузию либо в Турцию, либо по Черному морю в Румынию и на Украину, из которых товар отправляется непосредственно получателю.
Планы
При этом Китай и Казахстан намерены наращивать объем перевозок по Транскаспийскому маршруту. И намерения эти выглядят весьма серьезными.
В 2025-2026 годах поток грузов рассчитывают нарастить до 600 контейнерных поездов в год с тем, чтобы уже в 2027-м году увеличить объем перевозок до 1 тыс. составов, а в 2029-м году — до 2 тыс. составов. Однако для этого Казахстану необходимо расширить необходимую инфраструктуру на своей территории.
Ж/д
Уже сейчас в республике идет строительство вторых железнодорожных путей на участке «Достык-Мойынты», железнодорожного обхода Алматы и новой железнодорожной линии «Дарбаза-Мактарал» между Казахстаном и Узбекистаном.
Порты
Принимаются также меры по наращиванию потенциала морских портов Актау и Курык. В порту Актау будет построен контейнерный хаб, что позволит увеличить объем перевозок до 300 тыс. ДФЭ в год дополнительно. Ведется строительство многофункционального терминала «Саржа». Для обеспечения достаточной глубины для захода судов в 6 метров в 2024-м году проводится дноуглубление порта Курык. Аналогичные работы проведем и в порту Актау. В результате, пропускная способность портов республики увеличится до 30 млн. тонн в год.
Объемы
По расчетам, в 2025-м году на территории Казахстана в рамках Транскаспийского маршрута смогут переваливать не менее 50 тыс. стандартных контейнеров в год, а в 2026-2029 годах — не менее 85 тыс. контейнеров в год.
По итогам 2023-го года объем перевозок грузов по этому логистическому маршруту составил всего 2,76 млн.тонн, однако это все равно на 65% больше, чем в 2022-м году.
Другие варианты
Кстати говоря, власти США начали рассматривать вариант открытия нового торгового пути из стран Центральной Азии в обход России и Китая, поведя его через территории Армении и Азербайджана.
Пишем о логистике понятным языком в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники: