В последние дни произошло сразу несколько событий, которые, на наш взгляд, как нельзя лучше иллюстрируют текущее положение дел в авиаотрасли. Рассказываем о них.
Первая знаковая новость
Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта некогда крупнейшей грузовой авиакомпании страны AirBridge Cargo (входит в группу "Волга-Днепр"). В далеком 2021 году авиакомпания перевезла 638947 т грузов, что составило 43% от общего грузопотока российских авиакомпаний. Если в течение трех месяцев AirBridge Cargo не найдет способ возобновить деятельность, ее сертификат эксплуатанта будет аннулирован.
Вторая новость
В РФ должна состояться первая сделка с «мокрым лизингом»: бывший чартерный перевозчик iFly может передать «Аэрофлоту» все три оставшихся Airbus A330. В прошлом году iFly надеялся выкупить эти самолеты за счет ФНБ у американского лессора, но не получил средств. Скорее всего, «Аэрофлот» поставит эти самолеты на дальневосточных направлениях, а в будущем может выкупить эти лайнеры. Без самолетов iFly после сделки фактически прекратит деятельность.
Третья
Ну и сегодня вышла новость о том, что проблемы с лизинговыми самолетами могут затронуть три десятка мелких и средних авиакомпаний, которые обеспечивают более четверти (26%) пассажирских перевозок внутри России. С введением санкций многие из них перестали перечислять лизинговые платежи за иностранные самолеты. Государство планирует списать эти долги. Но если подобное произойдет, то в 2025 году перевозчикам начислят 25% налога на прибыль с этих сумм. Что станет неподъемной финансовой ношей для многих из них. Это может привести к банкротству ряда перевозчиков, отзыву сертификатов эксплуатанта и перераспределению парка самолетов в пользу крупных игроков, опасаются участники рынка. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта совместно с авиакомпаниями прорабатывает изменения в Налоговый кодекс для защиты перевозчиков.
Напомним, в России пассажирскими перевозками занимаются более 30 авиакомпаний. При этом выкупить лизинговые самолеты за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) смогли только «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines. В I квартале 2024 года их число достигло 165 из 400 иностранных самолетов, находящихся в иностранном лизинге.
Следим за изменениями в авиаотрасли в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники: