Завтра в Минтрансе должно пройти совещание, на котором будет рассмотрена возможность закрепления долгосрочных договоров «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД на законодательном уровне. Изменения хотят внести в соответствующую статью федерального закона «Устав железнодорожного транспорта».
Какие планы?
Заключать договоры не менее, чем на год;
обозначать в них фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке по согласованию и оплатить его, даже если фактически направит меньше (исключения — вина перевозчика или форс-мажор);
определять грузы, для которых принцип будет действовать на перегруженных участках ж/д сети;
закрепить ответственность за перевозчиком в случае, если он не принял согласованный сторонами объем груза: тогда он должен будет оплатить неустойку в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объемов грузов.
Зачем этот механизм?
Предполагается, что схема «вези или плати» позволит:
- улучшить планирование производственной деятельности, рациональность загрузки железнодорожной инфраструктуры;
- гарантировать вывоз продукции в согласованных объемах по долгосрочным договорам;
- создать условия для равномерной загрузки перспективных перевозочных мощностей, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью;
- обеспечить своевременную доставку грузов, в том числе в рамках международных обязательств России.
А рынок минеральных удобрений против!
Российская ассоциация производителей удобрений считает, что решение законодательно закрепить схему «вези или плати» в условиях ограниченной инфраструктуры «непременно приведет к конфликтам и противоречиям» с действующим правовым регулированием, направленным на обеспечение недискриминационного доступа к железнодорожному транспорту. Организация видит риск ограничения или потери доступа к инфраструктуре для грузоотправителей, которые по тем или иным основаниям не перейдут на долгосрочные договоры «вези или плати».
Представители металлургического рынка поддерживают: распространение механизма «вези или плати» на все отрасли приведет к фактической приоритизации грузов — «кто заплатил, тот и поехал». Ведь формат take-or-pay предполагает, что часть средств по году будет фактически замораживаться: оплату нужно вносить независимо от того, воспользуешься ты услугой или нет.
Есть также опасения, что производители не смогут получить полную компенсацию провозных платежей за отправку согласованных объемов, не принятых к перевозке, за исключением случаев непринятия грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя либо «непреодолимой силы».
Следим за ситуацией на рынке ж/д грузоперевозок в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник:
https://www.rbc.ru/business/12/08/2025/689affba9a794700cbac6b0e?from=main_lines_1
