Аналитики АКРА (Аналити́ческое креди́тное ре́йтинговое аге́нтство) подготовили три сценария развития авиаотрасли.
Базовый «инерционный»
В 2023 году российские авиакомпании обслужат от 85 млн до 95 млн человек. Это на 6–16% ниже, чем запланированная Минтрансом планка в 101 млн пассажиров. Общий размер прямых и непрямых субсидий и иных форм господдержки составит 50–100 млрд руб., геополитическая обстановка останется «неизменной», а аэропорты юга останутся закрыты. Перевозчики продолжат эксплуатацию всего имеющегося у них парка самолетов и сохранят цепочки поставок запчастей и расходников. Не менее 85% пассажиропотока в таком случае составят пассажиры внутренних рейсов.
Стресс-сценарий
Геополитическая обстановка значительно обострится, ужесточится санкционный режим и контроль за его исполнением, господдержка снизится ниже предусмотренного уровня в 50 млрд руб. В таком случае пассажиропоток упадет ниже 85 млн человек с долей внутреннего пассажиропотока не ниже 90%.
Оптимистичный
Рост пассажиропотока составит до 95–110 млн человек. Доля внутренних направлений может снизиться до 75–85% за счет снижения «геополитической напряженности» и отмены значительной части ограничений для авиарынка РФ. Такой расчет превышает текущий прогноз Минтранса в 101 млн пассажиров. Вероятность этого сценария оценивается как низкая.
Эксперты полагают, что ведомство в своем прогнозе исходно учло все ограничения и «намеренно дает сдержанные оценки. При этом они называют базовый сценарий оптимистичным. Уже с начала года ряд региональных аэропортов (Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Хабаровска, Петербурга и Сочи) демонстрируют «аномальный для этих месяцев» рост трафика. Дополнительным драйвером должен стать Китай. О стремлении нарастить частоту перелетов в КНР заявляли в «Аэрофлоте», 6 февраля Росавиация также выдала новые допуски на полеты туда «Азимуту» и Red Wings.
Вместе с тем, специалисты отмечают, что обоснованных прогнозов быть не может. Ключевые факторы, определяющие результат, сейчас имеют неэкономическое происхождение и потому малопредсказуемы. Речь идет о санкциях, изменениях в потребительских привычках пассажиров, снижении покупательской способности.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5811960