В ответ на введенные против РФ международные экономические санкции транспортным компания приходится пересматривать логистику, ломать маршруты доставки. Как следствие, годами устоявшийся бизнес страхования грузов с марта этого года стало лихорадить. Спрос на защиту грузов по-прежнему высокий, тарифы пока не меняются, однако новые риски уже проявляются. После закрытия классический международных рынков перестрахования страховщикам приходится решать проблему организации перестрахования в новых условиях. В общем объеме грузовых перевозок резко сократилась доля авиаперевозок и в ряде случаев морских. Что касается перевозок автомобильных транспортом, то они, наоборот, расширяются, состав команды грузоперевозчиков меняется. Специалисты сферы страхования опасаются обострения рисков мошенничества и противоправных действий в сфере грузовых перевозок.
Весенние изменения
Четко сформировавшийся каркас грузоперевозок в последние два года подвергался только переменам, связанным с влиянием коронавируса. Они меняли спрос потребителей, структуру формирования грузов, транспортную логистику. Вместе с тем эти изменения не обладали глубинным характером. Эксперты оценивают рост средней стоимости автомобильных грузоперевозок по итогам прошлого года приблизительно на 20%. Банк России приводит данные, согласно которым премии отечественных страховщиков по страхованию грузов возросли в 2021 году на 21,4% в сравнении с предшествующим периодом. При этом подавляющая часть договоров страхования традиционно связана с защитой грузов, перевозимых автотранспортом. Начало 2022 года казалось весьма предсказуемым. Специалисты предполагали дальнейшее восстановление рынка грузоперевозок и его рост.
В январе-феврале значимых изменений на рынке страхования грузов не было. В марте ситуация поменялась коренным образом. Изменения происходят практически ежедневно. Российская логистика оперативно подстраивается под них. Из-за того, что новые «правила игры» еще не установились, любые прогнозы имеют краткосрочный характер.
Наблюдается тренд на прекращение воздушных перевозок из стран ЕС. Редкие авиаперевозки осуществляются с несколькими перегрузками в нейтральных аэропортах. Что касается морских перевозок, то судозаходы в порты Северо-Запада кратно сокращены. Суда под российским флагом не принимаются в портах Евросоюза. Некоторые страны, речь идет, прежде всего, о Финляндии, не принимают грузы, перевозимые из России по железной дороге.
Все происходящие изменения принимают во внимание страховщики. В новых договорах они исключают из покрытия военные риски. Это обусловлено тем, что часть территорий теперь является зоной высокого риска. Так навигация в Азовском море закрыта, в Черном море опасность представляют минирование, обстрелы коммерческих судов. На арест, конфискацию или задержание грузов, перевозимых в интересах российских выгодоприобретателей, покрываемые страховые риски не распространяются. Степень риска повышает также использование новых маршрутов перевозок. При этом существенных перемен в ходе пролонгации договоров страхования рисков основных грузовладельцев страховые компании не видят.
Что касается восточного направления, то перевозки активно развиваются. Однако возникают некоторые проблемы пропускной способности транспортных коридоров. Неразвитость инфраструктуры создает помехи для организации бесперебойной работы создает помехи. Вместе с тем объемы перевозок морским транспортом на этом направлении увеличились.
Идет активный поиск новых партнеров и маршрутов, в том числе транзитных через другие страны. В перспективе возможно развитие транзита грузов через Казахстан и Иран. Многие международные перевозчики переориентируются на внутренний рынок, некоторые страны СНГ, Индию, Китай, Турцию, ОАЭ, Юго-Восточную Азию.
Спрос на страхование увеличился со стороны дочерних компаний иностранных фирм, поскольку перестрахование на иностранных рынках сейчас закрыто.
Демонстрирует спад страхование по тем направлениям, которые испытывают логистические сложности. Во-первых, это авиаперевозки. Их доля сейчас минимальная. Во-вторых, некоторая часть контейнерных перевозок. Падает доля морских мультимодальных перевозок.
Отмечается рост страхования автомобильных и железнодорожных перевозок.
Важно отметить, что на создание новых каналов и поиск партнеров нужно некоторое время. Если ситуация не изменится до конца лета, за 3-6 месяцев, рынок грузоперевозок переориентируется на новые направления. Подобная серьезная перестройка обязательно потребует переоценки рисков (морские перевозки обычно низкорисковые, в отличие от длительных автомобильных транспортировок). Сейчас точная оценка невозможна из-за отсутствия понимания специфики новых маршрутов. Вместе с тем революционные изменения в договорах страхования навряд ли предвидятся. Будут корректировки по характеру грузов и по видам транспорта. Несколько сменится состав заказчиков, уходящие из России компании заменятся новыми игроками рынка.
Несмотря на то, что логистика одна из наиболее чувствительных к изменениям отраслей, она довольно быстро адаптируется. Во время пандемии COVID-19 в структуре грузопотоков произошли существенные изменения. Еще в 2020 году определился серьезный сдвиг в пользу наземных перевозок с переориентацией на Дальний Восток и Азию. Причина этому – жесткие и длительные ограничения в Европе, сложности с обработкой грузов в портах, неравномерное распределение контейнеров по мировых локациям. Тенденция продолжилась в прошлом году и скорее всего сохранится в нынешнем.
Прежние цены
С начала года тарифы на страхование грузов не менялись. Специалисты считают, что оснований для изменения тарифов в страховании грузов нет.
В сравнении с издержками перевозчиков, которые связаны с простоями в портах, на таможнях, обусловлены сложностями с вывозом, страховые компании дополнительных издержек не несут.
Возможно увеличение стоимости страхования при изменении маршрутов, увеличении транспортных цепочек по причине использования большего количества видов транспорта или в результате замены одного вида транспорта другим. Эксперты предсказывают изменения в части запрета на предоставление покрытия в отношении военных рисков, в том числе рисков аннексии, ареста, удержания грузов по распоряжению властей отдельных государств.
Кроме того, в сегменте страхования действует очень высокая конкуренция, что также объясняет отсутствие изменения цен на страхование грузов.
Вместе с тем, стабильный набор рисков сохраняется. Риск мошенничества может возрасти, как обычно это бывает в кризисные периоды экономики. По правилам страхования этот риск исключается из покрытия. Увеличилось количество запросов на страхование грузоперевозок по новых маршрутам, так как страхователи не чувствуют прежней уверенности в сохранной доставке, а также возможности получения компенсации убытка со стороны зарубежных перевозчиков. Много обращений при международных перевозках содержат запрос на страхование косвенных рисков, например, несоблюдение сроков доставки. Вырос спрос и на страхование внутрироссийских перевозок, так как нынешняя ситуация может вызвать рост криминальных посягательств на грузы. Кроме того, увеличилось количество случаев противоправных действий третьих лиц на европейских маршрутах. Есть случаи, когда машины российских перевозчиков были атакованы гражданскими лицами в Европе.
Прогнозы
Прогнозировать изменения в системе страховании грузов по итогам 2022 года пока рано. С марта этого года при осуществлении экспортно-импортных отгрузок меняется логистика перевозок, их география. Перемены не завершены. Неопределенность относительно будущих логистических цепочек имеет место быть.
Тенденции в страховании по этой линии бизнеса проявятся в статистике ЦБ даже не по итогам первого квартала текущего года, а второго квартала или даже к концу лета. Некоторые специалисты с осторожностью допускают, что по страхованию грузов в РФ произойдет существенное проседание объемов в первом полугодии, и предполагают, что ситуация выправится по итогам 2022 года.
Источник:
https://www.interfax.ru/business/834288