Не можем обойти стороной тему Африки, которая с недавних пор объявлена приоритетным направлением развития партнерства, в том числе торгового.
Несмотря на весьма активное участие государства и многочисленные переговоры, для бизнеса остается еще много узких мест. Поговорим о них.
Чем и с кем торгуем?
В прошлом году внешнеторговый оборот России со странами Африки составил около $18 млрд. Порядка 25% российских поставок на африканский рынок пришлось на пшеницу и меслин (смесь пшеницы и ржи), еще около 22% — на нефть и нефтепродукты. Еще одним направлением российско-африканского сотрудничества традиционно остаются поставки минеральных удобрений.
Если анализировать страны по объему товарооборота в 2021 году (именно за этот период доступны полные данные), рейтинг будет выглядеть следующим образом:
- Египет;
- Алжир;
- Марокко;
- Сенегал;
- ЮАР;
- Нигерия;
- Тунис;
- Уганда;
- Кот-д’Ивуар;
- Кения.
Интересными для сотрудничества странами также являются Гана, Танзания, Эфиопия.
В чем сложности?
Африка специфична, и предприниматели не всегда понимают, как вести дела.
Санкционное давление западных стран если не прямо, то косвенно оказывает свое отрицательное влияние на ведение торговли с африканскими странами. Российские компании часто сталкиваются с необходимостью предоставлять дополнительные документы, подтверждающие происхождение груза. Безусловно, это влияет на время прохождения таможенных процедур.
Доставка грузов конечным покупателям в Африке транзитом через дружественные страны влияет на сроки перевозок, что особенно критично в случае отправки скоропортящихся продуктов.
Дорогая внутренняя логистика – в среднем на 63% дороже, чем в развитых странах.
Трудный процесс таможенного оформления, куда вовлечены 20–30 инстанций и требуется до 45 разных документов для оформления грузов. Это приводит к задержкам на границе, которые по стоимости составляют от $185 в сутки, что, в свою очередь, ставит под вопрос рентабельность таких сделок.
Невысокий уровень информированности контрагентов о возможностях и потребностях каждой из сторон.
Что в итоге?
Полагаем, стоит присмотреться к этому новому вектору развития. Вполне возможно, в ближайшее время африканский рынок станет одним из наиболее перспективных для нас направлений по совокупности факторов.
При этом важно помнить о проводящейся активной работе над усилением роли российского рубля и развороте в сторону осуществления расчетов по торговым операциям в дирхамах ОАЭ и китайских юанях.
Скорее всего, многие проблемные вопросы будут сняты через создание инфраструктуры как с точки зрения логистических путей, так и с точки зрения цифровизации и унификации таможенных правил.
Источники: