Швейцарская компания Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA), один из крупнейших мировых IT-провайдеров в авиационной отрасли, покинула российский рынок.
Из-за отключения от каналов SITA, «авиационного SWIFT», перевозчики могут столкнуться со сложностями при организации полетов.
Разбираемся, так ли это.
SITA – это что?
Канал SITA — это традиционный и самый распространенный инструмент в мировой гражданской авиации для обмена информацией, к примеру между авиакомпаниями и аэропортами. У него более 2,5 тыс. клиентов в 200 странах, решения провайдера используют свыше 1 тыс. аэропортов, технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов в мире.
Какие проблемы?
Из-за отключения, запланированного на конец сентября, российские перевозчики больше не смогут передавать через шлюзы SITA данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов. Иностранные перевозчики, в свою очередь, останутся без привычного канала SITA для обмена данными с информационными системами российских аэропортов. У них могут возникнуть проблемы с обслуживанием пассажиров в аэропортах России из-за невозможности использования собственных систем регистрации.
А что Минтранс и Росавиация?
В Минтрансе ситуацию комментируют следующим образом. Для международных перевозок предстоит обеспечить обмен информацией между российской и международными сетями и организовать альтернативные каналы связи. Для большинства государств, в которые осуществляются международные полеты, этот вопрос решен, с остальными же продолжаются переговоры с авиационными властями. Риски, связанные с функционированием внутренних воздушных перевозок, сняты. Вместе с тем работа по миграции авиакомпаний и аэропортов на отечественную систему продолжается в ускоренном режиме.
В Росавиации заявляют, что изменение схемы передачи данных из-за ухода с российского авиарынка глобального провайдера услуг SITA «не оказывает негативного влияния» на деятельность гражданской авиации. С прошлого года российские авиаперевозчики и аэропорты внедряют и успешно используют альтернативные каналы связи других информационных систем, в том числе российского производства. Зарубежные авиакомпании, выполняющие полеты в воздушном пространстве России, также успешно применяют альтернативные каналы связи.
Что делают перевозчики?
Отечественные перевозчики адаптируются к новым каналам, но иностранным аэропортам и авиакомпаниям придется подстраиваться под предложенные российские альтернативные технологии.
В «Аэрофлоте» утверждают, что отключение от сервисов SITA не окажет существенного влияния на пассажиропоток авиакомпаний России.
Некоторые российские перевозчики, в частности «Уральские авиалинии», после прекращения SITA оказания услуг российским компаниям будут договариваться с каждым аэропортом индивидуально о канале передачи данных.
Представители Шереметьево, Домодедово, Пулково, аэропорта Казани и холдинга «Аэропорты регионов» (управляет аэропортами в Екатеринбурге, Самаре и др.) заявили о полной готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, включая иностранные, и об организации собственных прямых каналов связи с ними.
Какие есть решения?
Разработана и в настоящее время эксплуатируется информационная система «Авиационная сервисная платформа». Услуги системы уже предоставляются пяти авиакомпаниям и 39 аэропортам в РФ и за рубежом. Работы по подключению других авиапредприятий России и дружественных стран продолжаются.
Нельзя не упомянуть и такое отечественное программное обеспечение, как Astra. Это система, обеспечивающая выполнение всех необходимых операций процесса регистрации пассажиров и багажа, ведения сезонного расписания и т.д. в российских аэропортах, которая подходит для обслуживания любых авиакомпаний. Сейчас работа системы Astra в России переведена на альтернативные каналы связи. Зависимость от иностранного провайдера связи сведена к минимуму.
Во многих странах решение SITA не единственное, а обмен информацией между авиакомпаниями и аэропортами можно обеспечить альтернативными способами.
Проблема с Китаем
При этом некоторые направления полетов требуют повышенного внимания, к примеру Китай. До сих пор не ясно, по каким каналам будет происходить обмен данными между российскими перевозчиками и китайскими аэропортами.
Минтранс планирует провести очную встречу с авиационными властями Китая для урегулирования целого ряда вопросов, в том числе о невозможности использования каналов SITA в КНР российскими перевозчиками.
Источник:
https://www.rbc.ru/business/17/08/2023/64dcc8889a79471ea571e137