Непростую ситуацию в мировой логистике усугубляет развитие проблем в Китае, которые связаны со строгим карантинным режимом в Шанхае. Новая вспышка коронавирусной инфекции в этом районе станет причиной частичной блокады порта Шанхай, одного из самых крупных мировых контейнерных хабов, и аэропорта Пудун, центра китайской грузовой авиалогистики.
Так, с 28 марта в Шанхае введен двухэтапный карантин. Закрыты восточные районы города. Именно там расположены международный аэропорт Пудун и контейнерный терминал Яншань. С 1 апреля к этим районам добавятся западные области. Общественный транспорт приостанавливает свою работу. Жителям запрещено покидать свои дома. Фабрикам и компаниям разрешено работать либо в рамках системы «замкнутого цикла», либо на рабочем месте - из дома. Карантин продлится до 5 апреля. Так реализуется китайская политика «нулевой терпимости» к COVID-19. Ситуацию усложняет двухдневный китайский праздник подметания могил с 4 по 5 апреля, который совпадает с оговоренным окончанием карантина в Шанхае.
Во время локдауна американский производитель электромобилей Tesla остановил производство на своем заводе в Шанхае на четыре дня. Тайваньским владельцам заводов по производству электроники в Куньшане в китайской провинции Цзянсу карантин не позволяет перевозить свои товары в Шанхай на экспорт.
12 лет порт Шанхая удерживает мировое лидерство по контейнерообороту. В прошлом году объем перевалки превысил 47 млн TEU. Порт продолжает работу. Однако склады закрыты, транспортное сообщение с портом и доступ персонала ограничены. Специалисты говорят о том, что автосообщение с Шанхаем ограничено на 30%. В период карантина нельзя попасть в международный аэропорт Пудун, контейнерные терминалы Яншань и Вайгаоцяо и близлежащие склады. Аналитики ожидают также перебоев с сообщением с портом Яншань (контейнерооборот в 2020 году 18 млн TEU).
Проблемы с доступом к аэропорту Пудун – главному грузовому авиахабу КНР, где в прошлом году объем обработанного груза превысил 4 млн тонн – уже сказываются на грузовом авиасообщении. С введением локдауна авиакомпании, например, Cargolux, начали сокращать туда рейсы. Kuehne + Nagel перенаправляет морские грузы в порт Нинбо, а авиационные — в Чжэнчжоу. Предполагается, что из-за таких перенаправлений стоимость перевозки увеличится.
Специалисты отмечают, что загруженность портов будет увеличиваться, в том числе по причине нехватки рабочей силы. Так, на прошлой неделе более 14% общей вместимости контейнеровозов было затронуто данной тенденцией. Ожидается дальнейшее ухудшение ситуации из-за карантина в Шанхае, задержки с доставкой в/из региона. Аналитики говорят о почти пятикратном увеличении количества судов, ожидающих погрузку/разгрузку в Шанхае за последние две с половиной недели.
Логистические операторы уже перенаправляют грузы в альтернативные точки.
Новые нарушения происходят на фоне еще не разрешившихся проблем с логистикой в другом крупном порту Китая — Шэньчжэне. Там на прошлой неделе были сняты ковидные ограничения, но логистика пока в норму не пришла.
Между тем на мировой торговле продолжают сказываться последствия российско-украинского конфликта. Импорт в Россию по всем видам грузовых перевозок за месяц сократился на 62%, а поставки на Украину — на 97%.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5282555
https://container-news.com/congestion-fears-as-shanghai-enters-two-phase-lockdown/
https://container-news.com/sharp-surge-in-port-congestion-foreshadows-shanghai-lockdown/