В серийное производство поступила модель пассажирского авиалайнера МС-21... Правда, пока это только игрушечный вариант самолета от российской компании «Звезда» (кстати, на сайте производителя покупатели в отзывах сообщают об ошибках в схеме сборки).
А как обстоят дела с настоящими воздушными судами, вернее, с их производством в РФ?
Мы помним, что одна из главных проблем серийного выпуска российских самолетов – двигатели. Выяснилось, что их производители резко сократили свои планы на ближайшие два года. Например, в 2025 году для лайнера МС-21 должны были произвести 24 двигателя, теперь планы сократились до 7, для Superjet должны были выпустить 72 установки ПД-8, теперь планы урезали до 50 (а ведь они до сих пор не прошли сертификацию). Меньше всего сокращение затронуло двигатели для Ту-214, хотя их тоже придется подождать: летом 2024-го создатели рассказывали, что предстоит импортозаместить 45 различных систем.
Официальная версия гласит, что производить двигатели до того, как появятся самолеты «экономически нецелесообразно и связано возникновением расходов по хранению и консервации». Между тем, пересмотр планов может быть и позитивным сигналом. Ведь предыдущую стратегию спешно писали в 2022-м, ожидая утраты зарубежного флота, поэтому быстрое производство российских аналогов казалось вынужденным. Сейчас, когда авиакомпании смогли адаптироваться, можно более тщательно оценить внутренний спрос.
Эксперты рынка отмечают, что вопрос о том, когда ждать поставок отечественных самолетов, относится к числу философских.
В самолете Ту-214 необходимость импортозамещения в районе 13%. В МС-21 этот показатель оценивается минимум в районе 60%, а то и 70%, в Superjet — от 80% до 90%.
Даже если будет не хватать только одной единицы такого оборудования, лайнер невозможно выпустить и сертифицировать. Взять, к примеру, систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе, TCAS. Она разрабатывается уже двенадцатый год и до сих пор не сертифицирована. Без нее нельзя летать ни одному из этих лайнеров.
Даже если предположить, что все системы будут разработаны, сертифицированы и отправлены в серийное производство, не факт, что созданная техника будет востребована у авиакомпаний. Тот же «Аэрофлот» уже объявил, что хочет отказаться т покупки Superjet на 100 кресел. На эту конфигурацию приходится всего 5% мирового рынка, она не очень популярна. По договору с правительством компания планировала приобрести 339 самолетов, среди которых Sukhoi Superjet, Ту-214 и МС-21. Теперь же перевозчик хочет только МС-21. Настоящий, понятное дело.
Больше новостей на тему международной логистики вы найдете в ТГ-канале -https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/7360678