Компания Airbus в сотрудничестве с международным авиаброкером Chapman Freeborn выводит на отечественный рынок грузовых авиаперевозок самолеты Beluga. Они предназначены для перевозки крупногабаритных и нестандартных грузов.
Airbus A300-600ST Super Transporter или Beluga (имя дано из-за сходства корпуса самолета с китом-белухой) - широкофюзеляжный реактивный грузовой самолет. Он обладает самым большим в мире внутренним поперечным сечением и вмещает груз до 7,1 м в ширину и 6,7 м в высоту. Длина грузового отсека составляет 39 м, максимальная грузоподъемность равна 40 тоннам. Дальность при полной загрузке — 1,7 тыс. км.
Предполагается, что данное решение откроет дополнительные логистические возможности для космической, авиационной и энергетической отраслей. Так, Beluga позволяет перевозить вертолеты без предварительной разборки, авиадвигатели в финальной конфигурации, готовыми для запуска, оборудование для добычи полезных ископаемых. Доставку крупных деталей и узлов с их помощью можно осуществлять без предварительной разборки. К марту-апрелю текущего года должны быть получены разрешения на транспортировку крупных товаров – авиационных двигателей и 20-футовых контейнеров.
Цена самолета Beluga для покупателя составила бы порядка €200 млн. По некоторым оценкам рейс из Европы в Россию для клиента может стоить около $1,5 млн. Именно по этой причине многие эксперты видят назначение Beluga только в уникальных перевозках, вроде транспортировки космических ракет, жирафов по заказу зоопарков, масштабных предметов искусства.
Что касается перевозки вертолетов, то специалисты отмечают присутствие на рынке компании «Волга-Днепр», которая, по их мнению, весьма эффективно покрывает запросы потребителей. Вертолет Ми-8, к примеру, можно перевезти «Русланом». Это потребует большей подготовительной работы и снятия отдельных деталей, но будет стоить дешевле.
Крыло для российского МС-21 вообще транспортируют автотранспортом. Это отработанная внутри России технология.
Эксперты также говорят о том, что на мировом рынке грузовых перевозок превалируют компактные стандартизированные форматы, связанные с развитием электронной торговли. Они считают, что приход Beluga вряд ли способен сильно изменить расстановку сил на этом рынке. Встраивать его в логистические цепочки на регулярной основе российские компании скорее всего не будут.
Перевозка нестандартных грузов — специфическая и индивидуальная услуга, которая требует решения инженерных задач по подъему на борт, что в отдельных случаях может быть дороже самой перевозки. Beluga может быть востребована при транспортировке ракет, моногрузов, ректификационных колонн, 80-тонных цистерн и двигателей диаметром в несколько метров. Экономическая эффективность таких перевозок будет достигнута при стоимости перевозимого объекта от нескольких десятков миллионов долларов.
Ан-124, Ил-76, Ан-225, скорее всего, останутся весьма востребованными на рынке крупногабаритных перевозок. Кроме того, у «Ан» есть неоспоримое преимущество в виде рампового метода погрузки, в то время как подъем на «Белугу» требует специальных подъемных устройств.
Напомним, что первая коммерческая перевозка Airbus Beluga состоялась в конце 2021 года из Мариньяна (Франция) в Кобе (Япония), с дозаправкой в Новосибирске. Борт транспортировал вертолет H225 Super Puma.
Источники: