Средняя скорость движения поездов по всей сети РЖД за год упала на 2 км/ч — с 37,6 км/ч в 2023 году до 35,7 км/ч по итогам 2024-го. В числе причин этого то, что более 400 тыс. неиспользуемых грузовых вагонов скопились на путях и тормозят доставку. Это около трети всего парка РЖД. При этом 56% излишнего парка — это полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов, в первую очередь угля и руды. На самом деле сегодня для перевозок грузов нужно только 970 тыс. вагонов при наличии 1,38 млн.
В чем проблема?
50 тыс. неиспользуемых вагонов на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1–2 км/ч. Если скорость переводить в локомотивные бригады, то получается, что необходимо 120–140 дополнительных локомотивов для перевозки того же объема груза и 600–650 бригад.
По данным РЖД, в октябре 2024-го порядка 400 пустых поездов в РФ одномоментно следовали навстречу загруженному подвижному составу, а это 39 тыс. порожних вагонов. В результате участковая скорость (она характеризует движение поездов между станциями с учетом остановок и оборота вагонов) на сети РЖД в прошлом году упала до 35,7 км/ч, как это было в 1992-м, что, естественно, влияет на экономику перевозок. Для сравнения, в 2020 году она составляла 41,6 км/ч, в 2023-м — 37,6 км/ч.
А так как ни один километр РЖД не построен для отстоя избыточного парка, а все пути задействованы для технологических операций, то заторы из вагонов создают существенные проблемы, в особенности на направлениях с дефицитом пропускной способности. Это Восточный полигон (Транссиб, БАМ), а также северо-западное, юго-западное и южное направления.
В конечном итоге нагрузка ложится на грузовладельца и РЖД. Усугубляет ситуацию то, что производство новых инновационных вагонов значительно превышает выбытие старых. Разница по году составляет более 50 тыс. штук, поэтому и идет рост подвижного состава на сети ж/д.
Какие причины?
Ситуация с лишними вагонами связана прежде всего с инфраструктурными трудностями — ремонтами на сети, нехваткой локомотивов и бригад. Рост парка вагонов был заранее известен всем и соответствовал задачам государства по развитию маршрутов для отечественных экспортеров. Под них операторы инвестировали собственные и заемные средства, покупали подвижной состав. Но при этом не все оказались готовы обеспечить потребности экспортеров по вывозу их грузов.
Участники рынка отмечают, что изготовленный парк вагонов стал менее востребован после переориентации логистики с запада на восток, и что с ним делать, непонятно. Если проблему избыточного парка вагонов на сети РЖД удастся решить до конца I квартала 2025-го, то можно ожидать роста объемов грузоперевозок.
Что уже сделано РЖД для решения проблемы?
С середины октября РЖД начали более тщательно нормировать нахождение порожнего подвижного состава на рейсе, к концу 2024 года удалось исключить или вывести в отстой 75 тыс. вагонов. В итоге получено улучшение участковой скорости на 2 км/ч, увеличение погрузки на 2%, выгрузку увеличили на 1700 вагонов, сократили количество временно задержанных в продвижении груженых поездов на 458 и на 2 процентных пункта увеличили надежность доставки грузов.
РЖД обязало операторов и собственников убрать неиспользуемые вагоны в места приписки. Более 116 тыс. вагонов ушли на отстой с путей общего пользования. Порядка 36 тыс. вагонов – это вагоны, которые были отставлены с припортовых железных дорог до решения оператора подвижного состава по дальнейшему нахождению этого вагона и использованию данного вагона в перевозочном процессе
Какие есть предложения?
В планах на 2025 год — улучшение участковой скорости на 2 км/ч и увеличение погрузки на 2%.
РЖД предлагают:
- для поддержки промышленности и вывоза предъявляемого объема груза сконцентрировать работу вагоностроительных заводов именно на изготовлении подвижного состава, который сегодня востребован; избыточные виды подвижного состава – полувагоны, нефтебензиновые цистерны, дефицитный подвижной состав — минераловозы, зерновозы, бочки для перевозки метанола и так далее, то есть специализированный подвижной состав.
- включить в список станций с принудительной эвакуацией вагонов погранпереходы и компании непрерывного цикла,
- решить вопроса об ускоренном списании вагонов и ограничении сроков их службы;
- два механизма для вагоностроителей: продавать вагон без номера собственнику, а РЖД будут готовы обеспечить перевозку этого вагона как груза на своих осях, а также включить пункт договора, предусматривающий, что будущий собственник подвижного состава за три месяца до даты сдачи построенного вагона начинает заниматься регистрацией данного вагона, то есть припиской и присвоением ему номера, что существенно упростит задачу выпуска на сеть данного вагона при завершении его строительства.
А что с погрузкой и контейнерами?
РЖД в январе 2025 года фиксируют незначительное снижение погрузки на сети в целом по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, но на восточном направлении она растет на 5,6%.
Контейнерные перевозки последних лет показывают хорошую тенденцию и прошлый год не исключение, где рост составил 5,9%, в январе увеличение показателя относительно этого же месяца прошлого года составило 7%.
Технология погрузки контейнеров в полувагоны продолжает применяться при отправлении с Дальнего Востока. За прошлый год 406 поездов было перевезено в полувагонах, это практически в два раза выше, чем в 2023 г.
РЖД уточнили правила вывоза контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока. Обновленный порядок призван минимизировать количество полувагонов, скапливающихся в центральной России после доставки контейнеров.
Для вывоза контейнеров с Дальнего Востока в полном объеме РЖД необходимо ежесуточно отправлять 29 контейнерных поездов: 15 в полувагонах и 14 на фитинговых платформах. Из 15 поездов 10 должны перегружаться на Западно-Сибирской железной дороге, два поезда на Красноярской, один поезд на Восточно-Сибирской дороге и два поезда на Свердловской железной дороге. В декабре РЖД вышли на такие цифры.
Кроме того, перевозчику удалось решить и другую актуальную для рынка проблему – обеспечить подсыл фитинговых платформ на станции перегруза контейнеров из полувагонов. Сейчас порядка 400 платформ находится в постоянном обороте именно для перегруза не только на Западно-Сибирской, но и на Свердловской, Красноярской, Восточно-Сибирской железных дорогах.
Эти меры в том числе позволят минимизировать отправку контейнеров в полувагонах в регионы Центрального федерального округа. Но даже в этом случае РЖД предусмотрели порядок «приоритетного возврата» полувагонов.
Рассказываем о проблемах контейнерных перевозок в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://morvesti.ru/news/1678/113837/
https://www.tks.ru/logistics/2025/01/31/0003/
https://www.tks.ru/logistics/2025/01/31/0004/
https://www.tks.ru/logistics/2025/01/31/0005/
https://www.tks.ru/logistics/2025/01/31/0006/
https://www.tks.ru/logistics/2025/01/31/0007/
https://www.rbc.ru/business/31/01/2025/679bbacc9a794776a95a31ce
https://www.kommersant.ru/doc/7462593
https://tass.ru/ekonomika/23018427
https://gudok.ru/content/infrastructure/1694553/
https://morvesti.ru/news/1678/113851/
https://morvesti.ru/news/1678/113844/
https://www.alta.ru/logistics_news/116647/
https://www.infranews.ru/novosti/66807-rzhd-uporyadochili-perevozki-kontejnerov-v-poluvagonah/