Министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов дал интервью «Российской газете».
Рассказываем, о чем шла речь.
Об отмене таможенных границ между Россией и ее соседями по ЕАЭС и оправданности меры.
За последние 10 лет объемы взаимной торговли внутри ЕАЭС увеличились в два раза, а объемы внешней торговли увеличились на 60%. По сельхозпродукции рост более, чем на четверть, а по промышленности - более 20%. Совокупный ВВП ЕАЭС приблизился к 2,5 трлн долларов. В прошлом году экономический рост стран Евразийского союза значительно опередил среднемировые темпы - плюс 4,4% против 3,3%. И это, несмотря на все ограничения против России.
О новых технологиях таможенного контроля.
Под ними подразумевается большой комплекс разных мер, которые можно обобщенно назвать цифровизацией. В том числе - искусственный интеллект, интернет вещей, обработка больших данных и электронные навигационные пломбы.
В перспективе до 2030 года предполагается согласовать со всеми странами единый стандарт таможенного администрирования ЕАЭС. Сделать так, чтобы стало не важно, через какой участок общей таможенной границы Евразийского союза заезжает товар. Главное, чтобы к нему было одинаковое отношение со стороны таможенных органов всех стран союза.
Единство стандартов предполагает сближение и унификацию национальных практик и подходов. Это в свою очередь упрощает и ускоряет перемещение товаров, снижает издержки на основе внедрения новых технологий. В итоге все эти меры позволят качественно повысить уровень международной торговли с самым положительным экономическим эффектом.
О помощи искусственного интеллекта таможенникам.
ИИ можно обучить выявлению признаков нарушений при досмотре грузов современными техническими средствами, самому досмотру грузов современными техническими средствами, обработке больших объемов данных.
Применение этих технологий наряду с технологией интернета вещей в комплексе позволяет организовать поточную проверку по принципу "одной остановки". Тогда на сбор всех данных о грузе уходит минимум времени. Задержка происходит только в том случае, если сработало предупреждение о риске, и тогда уже груз отправляется к инспекторам на детальный контроль.
О навигационных пломбах.
Модернизация и практическое внедрение навигационных пломб идет не так быстро, как хотелось бы. Цель – быстрее перейти от экспериментального к штатному применению технологий по всему Евразийскому союзу. К сожалению, в свое время страны ЕАЭС не приняли решение о создании единого оператора пломбирования, а пошли по пути создания национальных операторов. У них пока разная степень готовности, разный опыт и возможности. Плюс есть сложности с передачей данных от одного оператора другому. Задача создания единого бесшовного информационного пространства – это дело будущего.
О беспилотных грузоперевозках.
Это далекая перспектива. Для того, чтобы беспилотные грузоперевозки могли заработать в трансграничной торговле, необходимо решить целый комплекс технологических, организационных и правовых вопросов. Например, вопрос ответственности за правонарушения. Кто будет отвечать, если в беспилотном грузовике провозится контрабанда? Робот не может нести ответственности. У разных стран может быть разный взгляд на правовые вопросы, и обойти его нельзя.
О целях на ближайшую перспективу.
Перейти к реализации Соглашения о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьих сторон, подписанного главами государств ЕАЭС 26 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге. Это соглашение дает возможность присоединения к Евразийской системе транзита странам, не являющимся членами ЕАЭС. А значит, создает благоприятные условия и для развития транзитного потенциала Евразийского союза, и для активизации работы по присоединению к нему новых членов.
Последние новости таможни вы всегда найдете в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник: