Чем примечательна была последняя неделя августа в плане новостей по трансграничным расчетам? Есть ощущение, что изменилась тональность наших СМИ, рассказывающих о проблемах в российско-китайской торговле.
К примеру, в «Профиле» вышел материал о серьезном кризисе (такая формулировка используется впервые, ранее это называлось временными сложностями), в котором оказались торговые отношения России и КНР.
СМИ также цитируют Reuters, по данным которого в августе усугубились проблемы при проведении платежей с Китаем, возникшие у экспортеров из России несколько месяцев назад из-за санкций. Объем зависших трансакций оценивается в десятки миллиардов юаней.
Не остался без внимания и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший: «У нас более чем солидный объем торгово-экономических отношений. При таких объемах, разумеется, и при такой недружественной окружающей обстановке обойтись без каких-то проблемных историй невозможно. Но действительно партнерский дух наших отношений позволяет нам весьма конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы».
Вишенкой на торте стал материал в «Известиях», в котором повествуется об отказе импортеров из Китая от поставок в Россию продукции так называемого двойного назначения до подтверждения платежей (предоплаты). Это микрочипы и электронные компоненты; промышленное оборудование, станки, линии; компоненты для авиационной и космической промышленности; оборудование для связи и навигации. Возникли трудности с доставкой оборудования для нефтегазовой промышленности, энергетики, машиностроения и даже со строительной техникой
Причина – новый пакет августовских санкций, в который попали 46 организаций из КНР, а также тщательные проверки платежей китайскими банками. Из-за опасений вторичных санкций китайские финорганизации возвращают оплату назад независимо от того, ушел груз в РФ или нет. Порой платежи не проходят даже по неподсанкционным товарам. Те компании, что имеют налаженные связи с китайскими контрагентами, раньше получали товары, используя кредит доверия. Однако в августе из-за возвращения платежей за уже поставленную продукцию кредит доверия иссякает.
Грузы ждут оплаты в портах и на складах, что отражается на стоимости логистики. В свою очередь задержки оплаты и доставки на лишние две недели, месяц или два влияют на себестоимость продукции. Предприниматели вынуждены поднимать цены, дабы компенсировать кредитное плечо. В среднем по рынку цены на логистику поднялись на 15%. Доля логистики в цене товаров составляет в среднем 4–10% в зависимости от их категории.
Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, бизнес планирует обратиться к властям за поддержкой.
В итоге получается, что то, что начиналось как отдельные «перегибы на местах» и традиционная для восточных партнеров перестраховка, в последние месяцы превратилось в главный барьер на пути развития отношений. Российско-китайская торговля стремительно уходит в «серую зону».
При этом эксперты не сомневаются, что сотрудничество России и Китая будет развиваться и дальше, однако будет неоднородным.
Следим за ситуацией с трансграничными платежами в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6931227
https://www.tks.ru/news/nearby/2024/08/30/0007/
https://www.ng.ru/economics/2024-08-29/1_9082_sanctions.html