В новых политических и экономических условиях вопрос развития транспортной инфраструктуры, в частности, Северного морского пути, становится одним из приоритетных.
Специалисты Центра социально-экономических и геополитических исследований (ЦСЭГИ) считают, что при запуске Севморпути нужно учитывать не только экономические, но и геополитические условия, факторы безопасности государства, международного права, специфику морской логистики.
Они говорят о том, что данный маршрут в среднем используется от восьми до десяти месяцев в году. Если посчитать его рентабельность с учетом всех составляющих (параметров глубины, вместимости контейнеровозов, скорости судна в ледовых условиях, возможности отклонения от курса из-за изменений ледовой обстановки, цены ледокольной проводки) и сравнить со стоимостью провоза грузов через Суэцкий канал, то выгода очень неочевидна.
Из недостатков пути также стоит отметить, что магистральные контейнеровозы по нему пройти не смогут. Средняя глубина здесь составляет около 12 метров, а требуется 16-18. Кроме того, в дрейфующих льдах легко отклониться от маршрута и посадить флот на мель. Важно и такое ограничение: в Индийском океане судно идет со скоростью около 22 узлов, в ледовых условиях, даже в сопровождении ледокола – все 2-5.
Если рассматривать южный маршрут, то судно, разгружаясь, обычно берет новые контейнеры, крупных портов для этого достаточно: Пусан, Шанхай, Шэньчжень, Гуанчжоу, Гонконг, Сингапур, Коломбо, Нави-Мумбаи, Дубай, Порт-Саид, Валенсия. Вдоль СМП они отсутствуют.
Однако аналитики отмечают, что использование СМП целесообразно для вывоза добытых в российской Арктике полезных ископаемых. Буквально через несколько лет грузопоток на этом направлении должен увеличиться в 2,5 раза за счет новых проектов (СПГ НОВАТЭКа, "Восток Ойл" "Роснефти" и "Востокуголь" Романа Троценко).
Объем транспортировки грузов по Севморпути растет. В прошлом году он превысил 34,8 млн тонн (в 2020 году - 32,9 млн), к 2024 году запланировано его увеличение до 80 млн тонн.
В РФ рассчитывают и на привлечение транзитных грузов. Так в июле 2021 года между "Росатомом" и портовым оператором DP World (ОАЭ) было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную проработку и проектирование пилотных контейнеровозов в рамках проекта "Северный морской транзитный коридор". Он предусматривает создание контейнерной линии и портов-хабов для транзита по Севморпути.
Однако арктический коридор может использоваться не только для вывоза ресурсов. В этом году по Севморпути запланирован запуск субсидированных каботажных перевозок (постановление об этом подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин). Собственный флот компании "Якутоптторг" в июле начнет завозить грузы из Краснодарского края в арктические районы Якутии по СМП из-за роста цен на продукты питания и проблем с доставкой по железной дороге. Уже со следующего года власти Якутии предполагают завозить по Севморпути весь объем продовольственных грузов для арктических районов.
Вместе с тем для выработки оптимального механизма перевозок по СМП необходимо решить многие серьезные проблемы, в частности, подумать о слабой торговой инфраструктуре на всем северном коридоре и о не всегда достаточной грузовой базе для формирования отправки в обе стороны.
Напомним, Председатель Правительства РФ Михаил МИШУСТИН подписал постановление о субсидировании из федерального бюджета регулярных перевозок по Северному морскому пути. Каждый год для этого решено выделять по 560 млн рублей. Деньги будут направляться компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судов в порты. Речь идет о регулярных маршрутах, связывающих города европейской части России (порты Санкт-Петербург и Мурманск) и Дальнего Востока (порты Восточный и Петропавловск-Камчатский). Предполагается, что инициатива сделает перевозку грузов по Севморпути более выгодной и востребованной, поможет в решении вопросов северного завоза.
Согласно Указу Президента РФ, грузопоток по СМП к 2024 году должен быть увеличен до 80 млн тонн.
Источники:
https://bclass.ru/news/novosti/v-rossii-vydelyat-subsidii-na-vnutrennie-perevozki-po-sevmorputi/