Министр индустрии и инфраструктурного развития республики Казахстан Каирбек Ускенбаев заявил о проработке властями альтернативных маршрутов и коридоров перевозки экспортных и транзитных грузов и принятии оперативных мер по предотвращению разрыва логистических цепей поставок грузов.
Море
По словам чиновника, переориентация экспортных грузов осуществляется на латвийские порты и на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В рамках последнего с Турцией, Грузией и Азербайджаном была достигнута договоренность по созданию на маршруте совместного предприятия, аналогичного объединенной транспортно-логистической компании.
В планах создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны "Морской порт Актау", что также будет способствовать развитию грузовых перевозок по ТМТМ. Для реализации проекта проведены переговоры с сингапурской компанией PSA International. Намечается привлечение парка мировых контейнерных операторов Maersk, MSC и Cosco Shipping.
В сфере морских перевозок запланировано пополнение торгового флота четырьмя паромами с привлечением частного бизнеса.
В 2022 году объемы перевозок через морские порты Актау и Курык должны быть доведены до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов.
Ж/д
Внедрены инструменты государственной поддержки казахстанского вагоностроения. Они представлены субсидированием ставки вознаграждения до 10% для операторов вагонов при кредитовании на приобретение вагонов местного производства. В рамках этой программы приобретено около 3,5 тысяч фитинговых платформ и более 2 тысяч грузовых вагонов. В этом году компания "Казахстанские железные дороги" предполагает закупить 1,5 тыс. грузовых вагонов.
Авто
В планах также расширение международных транзитных коридоров. Сейчас через территорию Казахстана проходит 8 международных транзитных автомобильных коридоров. Работы по их обновлению планируется завершить в 2030 году. Речь идет о:
✓ 2747-километровом коридоре «Западная Европа-Западный Китай», который обеспечивает транзитный поток из Китая в Европу, а также в страны Центральной Азии;
✓ коридоре «Алматы – Караганда - Нур-Султан – Петропавловск – граница РФ на Курган» (протяженность 1868 км), через который проходит транзит из стран Центральной Азии и Китая в Казахстан, РФ и далее в Европу;
✓ коридоре «Нур-Султан – Костанай – гр. РФ на Челябинск», протяженностью 860 км, который обеспечивает транзитный поток из стран Центральной Азии через Казахстан, Россию и далее на Европу;
✓ коридоре «граница КНР – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар - граница РФ на Омск», являющимся одним из основных маршрутов восточного региона и обеспечивающим транзит из Китая через территорию Казахстана, РФ и далее в Европу;
✓ «Алматы - Талдыкорган - Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ на Барнаул», протяженностью 1210 км, который отвечает за транзит из Центральной Азии и КНР через Казахстан в восточные регионы РФ и на Дальний Восток;
✓ автодороге «Талдыкорган – Усть-Каменогорск»;
✓ 893-километровом коридоре «Актобе-Кандыагаш-Макат-Атырау-Астрахань (Россия)», через который проходит транзит Узбекистана и Туркменистана через Казахстан и РФ в Европу;
✓ коридоре «Актобе-Уральск-Самара» (протяженность 523 км), который является ответвлением коридора ЗЕ-ЗК через Уральск на Самару и далее через Брест (Беларусь) на Европу;
✓ коридоре ТРАСЕКА (протяженность 4 016 км), проходящем через основную часть коридора «Западная Европа-Западный Китай» и выходящем через Актобе и Доссор к морским портам Казахстана, он обеспечивает транзит через морпорты Актау и Курык грузов из Китая и стран Центральной Азии на Кавказ и далее в Европу.
Источники:
http://morvesti.ru/news/1679/94765/
https://portnews.ru/news/327274/