Говорят, доля отказов в платежах через банки Центральной Азии в июле выросла до 30%. Проблема охватывает сразу несколько стран — Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Средний срок проведения платежей с этими государствами увеличился до двух недель, примерно на 15% в июле по сравнению с июнем.
По всей видимости, нынешние проблемы связаны с ужесточением комплаенса банков в этих странах — те запрашивают все больше дополнительных документов и пояснений (данные о компании и ее учредителях, клиентах, источниках происхождения средств и подробностях сделки). Проблемы усилились во втором квартале 2024 года и возникают при платежах национальными валютами.
Из-за того, что четкие алгоритмы в данной ситуации отсутствуют, финансовая организация может принять любое решение о возможности проведения платежа без подробного пояснения причин. Зачастую платежи просто задерживаются или возвращаются без объяснения причин. Обслуживающий российский банк их не знает и пояснить не может, так как проблема возникает на стороне банка-получателя за границей.
Начавшиеся в прошлом году проблемы с банками дружественных юрисдикций сейчас усиливаются из-за роста опасений вторичных санкций.
Какие сложности?
В июне больше всего сложностей возникало с оплатой товаров между Россией и Киргизией: многие местные банки приостановили платежи из-за технических работ, волатильности курса рубля и возможных резких колебаний валютного рынка. Некоторые компании даже приостановили действие контрактов с киргизскими партнерами. Сейчас большая часть операций восстановлена, но их средний срок может доходить до двух недель.
При этом меньше всего проблем в Центральной Азии с рублем и тенге, однако не все контрагенты готовы принимать их в расчетах. Проводить платежи в юанях с центральноазиатскими банками тоже проблематично. Сложности наблюдаются даже при расчетах в рублях. В целом проблемы затрагивают расчеты в любых валютах, поскольку риск вторичных санкций не зависит от валюты расчетов.
Что по чем?
Средняя комиссия платежных агентов с начала года увеличилась в три раза, до 3–11% в зависимости от назначения платежа и категории товаров, в то время как банки ставки не повышали. После закрытия валютных торгов на Мосбирже комиссии банков могут вырасти на 5–7%, поскольку инфраструктура торгов стала разрозненной и разделилась на сотни отдельных сделок, увеличились расходы финансовых организаций на проведение платежей. Кроме того, увеличение времени проверки сделок приводит к потере процентных доходов.
Что дальше?
В перспективе ситуация может привести к снижению грузопотока. Любая действующая сегодня модель недолговечна, так как дружественные страны также боятся дополнительных ограничений.
Оптимальным решением проблемы пока видится более активное движение в сторону расчетов в криптовалютах.
Кстати, позавчера Госдума уже одобрила законопроект о внешнеторговых расчетах в криптовалюте в первом чтении. Он предусматривает введение экспериментального правового статуса для таких расчетов, который позволит их проводить. Пока они запрещены. В марте этого года был принят закон, разрешающий использовать для трансграничных платежей цифровые финансовые активы (ЦФА).
Внимательно следим за ситуацией с трансграничными платежами в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.rbc.ru/finances/25/07/2024/669f9f899a7947f6c5fc1899