С мая прошлого года в России официально разрешён параллельный импорт. Соответствующий приказ Минпромторга с перечнем брендов и категорий позволяет ввозить товары в страну без разрешения правообладателей — не нужны ни статус официального импортёра или дистрибьютора, ни прямые договорные отношения.
Успешным механизм считают участники рынка e-commerce: за короткий срок удалось наладить логистические схемы через страны СНГ, Турцию и ОАЭ. Однако ситуация в логистике меняется практически ежедневно. Это заставляет бизнес быстрее ориентироваться в информационной повестке и перестраивать работу.
При этом время поставок товаров увеличилось. Размер предоплаты вырос с 10–20 % от стоимости товара до 100 %, что фактически отсекает сегмент малого бизнеса от схемы параллельного импорта. Стоимость продукции для конечного потребителя выросла.
Некоторые юристы называют введение меры попыткой со стороны государства "усидеть на двух стульях": сохранить общий запрет на параллельный импорт, но при этом попытаться путём исключения ответственности в отношении отдельных групп товаров решить локальные экономические вопросы насыщения рынка. Проблема в таком выборочном применении заключается в том, что одни правообладатели имеют ограниченные возможности по защите своих прав по сравнению с иными.
Наиболее распространённый механизм параллельного импорта — покупка оригинального товара за пределами РФ с последующим его "белым" декларированием и выпуском в свободное обращение. При этом основная проблема контролирующих органов — завоз в страну контрафактного товара.
Иностранные производители могут устанавливать квоты на производство своей продукции для различных стран, при этом ограничив долю, которая поступает в РФ. В настоящее время прямых последствий от подобных квот не ощущается. Хотя бизнес сигнализирует о наличии определённых ограничений со стороны правообладателей в отношении иностранных партнёров из дружественных стран при заключении внешнеторговых сделок купли-продажи.
Компании также могут использовать механизмы параллельного импорта через участие в международных торговых сделках и покупку товаров на зарубежных интернет–площадках. Успешность механизма зависят от отрасли и конкретной компании. Некоторые успешно используют его для снижения затрат на закупку и повышения конкурентоспособности на рынке. Однако есть и ряд препятствий для параллельного импорта, таких как сложности с таможенными процедурами, риск получения некачественного товара.
Эксперты отмечают, что контрафакта на российском рынке стало больше. Если ранее работала понятная схема: чтобы ввести продукт иностранного правообладателя, на таможне требовалось предъявить документы, подтверждающие право на ввоз, также фильтр действовал в рамках проверки через реестр (ТРОИС). Теперь порог контроля снижен: если товар есть в перечне Минпромторга, то таможня не будет требовать никаких подтверждений согласия правообладателя. В итоге ввозится и «серый» импорт, и очевидные контрафактные товары.
Юристы настаивают, что выборочный кризисный параллельный импорт стоит прекратить и определиться концептуально. Если он запрещён — нужно вернуть всё как было. Если разрешён — под эту концепцию нужно менять и остальное законодательство, в том числе таможенное и потребительское.
Источник: